СПб, Загородный проспект, 9
ekvator@5-uglov.ru
0 товаров / 0 руб

Оформить заказ
  • Воскресшие призраки high end Предварительный линейный усилитель VTL TL-7.5 Reference оконечный усилитель VTL S-400 Stereo Reference /В. Зуев/ АудиоМагазин №3 (62) 2005

Воскресшие призраки high end Предварительный линейный усилитель VTL TL-7.5 Reference оконечный усилитель VTL S-400 Stereo Reference /В. Зуев/ АудиоМагазин №3 (62) 2005

02.05.2005

Воскресшие призраки high end Предварительный линейный усилитель VTL TL-7.5 Reference оконечный усилитель VTL S-400 Stereo Reference /В. Зуев/ АудиоМагазин №3 (62) 2005


"High end умер… и слава Богу"— так начиналась одна из ярких публикаций в журнале ART Electronics1.
Что же такое high end? Вот что на этот вопрос ответил Дэвид Вилсон: "High end — это благородство, чистота и завершенность идей"2. Вместе с тем, четкого и ясного толкования — ни семантического, ни параметрического — понятие high end так до сих пор и не получило.
Проходят годы, аудиорынок непрерывно пополняется все более сложной и дорогой аппаратурой, насыщенной новыми техническими изысками. Надеемся, что наша экспертиза покажет, как это развитие сказывается на качестве звучания, и поможет ответить на некоторые другие вопросы, интересующие наших читателей.


Все чаще и чаще на наш испытательный стенд стала поступать престижная и интересная в плане схемной и конструкторской идеологии аудиоаппаратура. В конце прошлого года своим звучанием и умеренной стоимостью нас порадовал полный линейный усилитель Manley Stingray (АМ № 4 (57) 2004, стр. 68). Затем мы познакомились с более дорогим, что вполне оправданно, комплектом Wave by Manley/ Manley 250, теперь перед нами еще более "крутая" пара — на этот раз новой для нас фирмы VTL.

Серийное производство ламповой радиоаппаратуры под маркой VTL началось еще в 70-х годах прошлого века в Англии. Основатель компании VTL (Vacuum Tube Logic) Дэвид Мэнли с самого начала своей деятельности ориентировался только на ламповую технику и достиг в этом направлении немалых успехов. Одним из самых значительных событий в истории фирмы стало в начале 1980-х годов перемещение производства в США; этот шаг позволил VTL превратиться в крупную компанию — ведь в Англии интереса к ламповой технике тогда не было, да и сейчас он невелик. С начала 1990-х годов фирмой VTL управляет сын Дэвида — Люк Мэнли.

Дэвид же Мэнли открыл новую компанию Manley Laboratories Inc, которой сегодня успешно руководит его супруга, Ив-Анна Мэнли.

Основные особенности конструкции

Линейный предусилитель VTL TL-7.5 Reference

1. Предусилитель смонтирован в двух отдельных корпусах. В одном расположены блоки питания и управления функциями комплекта, в другом — блок усиления аудиосигнала. Такая конструкция обеспечивает надежную защиту от различного рода электрических и механических помех.

2. Широкий набор функций программного управления комплектом позволяет дистанционно включать оконечный усилитель, управлять регулятором громкости, функциями мгновенной блокировки звука (Mute) и его плавного замирания (Fade), программировать чувствительность линейных входов, а также использовать VTL TL-7.5 Reference в составе домашнего кинотеатра.

3. Сквозная дифференциальная схема аудиоблока усилителя обеспечивает максимально возможный выигрыш в качестве звучания, особенно при использовании симметричных межкомпонентных кабелей.

4. Усилитель построен по гибридной схеме: его входные усилительные каскады выполнены на лампах 12АХ7, а выходные — двухтактные буферные (согласующие) — на полевых транзисторах с изолированным затвором (МДП, MosFet). Благодаря буферным каскадам аппарат отличается исключительно низким для предусилителя выходным импедансом — 25 Ом, что обеспечивает оптимальное согласование с оконечными усилителя-ми, обладающими любыми входными параметрами, и некритичность к длине межблочных кабелей. Амплитуда звукового сигнала на выходе VTL TL-7.5 может достигать 30 В и более даже при нагрузке в 600 Ом!

5. В усилителе предусмотрено автоматическое управление режимом работы ламп при включении питания: сначала подается напряжение накала, а затем, через 90 секунд,— анода. Это существенно увеличивает срок службы ламп — в обычных схемах, при одновременной подаче анодного и накального напряжений, активированная поверхность катода быстро разрушается, и лампа теряет эмиссию.

6. Заслуживает внимания конструкция регулятора громкости, имеющего 95 ступеней регулировки, по 0,7 дБ каждая. Реализована она на дискретных резисторах, переключаемых с помощью язычковых реле прецизионными, долговечными контактами.

7. Коммутационные входные и выходные гнезда установлены на оригинальных панелях с наклонным "изломом". Благодаря этому исключаются крутые перегибы межкомпонентных кабелей.

Оконечный усилитель VTL S-400 Stereo Reference

Появление на мировой аудиоарене усилителя VTL S-400 Stereo Reference (видимо, отличающегося изрядной надежностью — производитель дает на аппарат 5-летнюю гарантию) произошло в результате обобщения всего предшествующего опыта конструирования ламповых усилителей и разумного сочетания противоречивых концепций, существующих на современном этапе развития звукотехники.

Противостояние "лампа — транзистор" уже неоднократно обсуждалось на страницах нашего журнала. Да и всесторонний анализ психофизиологического воздействия музыкальных эмоций, сказывающегося на рыночном спросе, в наши сегодняшние задачи не входит.

Высокое качество звучания, выявленное нами в результате прослушивания, достигается благодаря следующим особенностям конструкции усилителя VTL S-400:

1. Энергоемкий блок питания с мощным силовым трансформатором, быстродействующие выпрямительные диоды, низкоимпедансные конденсаторы фильтра с большим током и скоростью разряда — все это обеспечивает выразительную макродинамику даже на предельных амплитудах сигнала.

2. Большая индуктивность первичной обмотки выходного трансформатора в сочетании с ее минимальными емкостью и индуктивностью рассеяния формируют сверхширокую полосу частот — от инфра- до ультразвука.
Применение высококачественного магнитопровода и общей петли отрицательной обратной связи (ООС), охватывающей всю схему усилителя от выхода до входа, позволило добиться высокой линейности АЧХ при малых нелинейных искажениях сигнала.



3. Выходной трансформатор имеет только одну вторичную обмотку, без дополнительных отводов, рассчитанную на номинальный входной импеданс акустических систем 5 Ом. Любые отводы или комбинации секций вторичной обмотки трансформатора, как правило, ухудшают потокосцепление, таким образом ограничивая полосу воспроизводимых частот.
Достаточная глубина ООС стабильно обеспечивает необходимый фактор демпфирования и некритичность усилителя к импедансу нагрузки.

4. Сквозная дифференциальная схема VTL S-400 Stereo Reference способствует особо заметному повышению качества звучания при использовании симметричных межкомпонентных соединений.

5. Самая главная "изюминка" конструкции — это 6-ламповые 2-тактные выходные каскады с параллельным включением ламп. Создание такой конфигурации — задача не из легких. Ведь параллельно включенные лампы порой мешают друг другу: вместо того чтобы всю мощность сигнала отдавать в нагрузку, они могут заметно взаимно шунтироваться. Чтобы этого не происходило, в процессе работы нужно непрерывно уравнивать анодные токи и коэффициенты усиления параллельных ламп. Разработчики успешно справились с этой задачей, создав оригинальную автоматическую систему управления и контроля за смещением каждой лампы с индикацией ее работоспособности.

Прослушивание

Аппаратура, спроектированная по последнему слову науки и техники, оптимизированная по объективным параметрам с учетом субъективных впечатлений, требует продуманной и тщательной экспертизы.

Особое внимание следует уделить подбору компонентов контрольного тракта, при неудачном сочетании которых можно "попасть в яму, вырытую собственными руками" (Дэвид Вилсон). Причем чем сложнее и дороже компоненты звукового тракта, тем они, как правило, привередливее и капризнее по отношению друг к другу.

Наш контрольный тракт был составлен с учетом многолетнего опыта тестирования аппаратуры и личных музыкальных пристрастий.

Практически любая фонограмма имеет технические огрехи, которые на высококачественной аппаратуре всегда слышны. Важно, однако, чтобы они при этом не влияли на музыкальную доминанту, управляющую потоком эмоций, которые и формируют у чуткого слушателя "гармонию впечатлений".

Наиболее предпочтительным оказался полностью симметричный контрольный тракт, включающий в себя:

CD-проигрыватель Primare CD 31;
межблочные симметричные кабели Harmonic Technology Pro-Silway II;
кабели к АС XLO Unlimited Edition UE-5;
акустичесие системы PMC OB1;
сетевые кабели XLO Unlimited Edition UE-10.

У многих аудиофилов до сих пор превалируют симпатии к простым 2-полосным АС с примитивным (6 дБ/окт) разделением частот выше основного "несущего звук" спектра, как правило — в области 5 кГц. PMC OB1 представляют собой трехполосные АС с частотами разделения 380 Гц и 3800 Гц, но главное — они оснащены сложными многокомпонентными фильтрами с крутизной среза 24 дБ/окт! Такие фильтры обеспечивают когерентность фазочастотной характеристики во всем звуковом диапазоне, благодаря чему осуществляется точная передача временно’й структуры сигнала.

Вторая ценная особенность конструкции PMC OB1 заключается в применении акустической нагрузки НЧ-громкоговорителя, согласованной с ним по механическому импедансу в определенной полосе частот,— акустическое оформление "трансмиссионная линия". Фактически трансмиссионная линия является акустическим волноводом3, в котором отсутствуют резонансы и стоячие волны. Акустические системы с таким оформлением выгодно отличаются по звучанию от АС с закрытым корпусом и тем более от фазоинверторных.

Эти два фактора и определили преимущества PMC OB1 перед авторитетной моделью ProAc Response 2.5 и престижной Audio Physic Caldera.

Конфигурация и оптимальная глубина петли отрицательной обратной связи (ООС), охватывающей все каскады оконечного усилителя, формируют его низкий выходной импеданс, который эффективно демпфирует переходные процессы у громкоговорителей, обеспечивая таким образом удивительно отчетливую артикуляцию в нижнем регистре даже у фазоинверторных АС. Выразительная четкость атаки звука во всем диапазоне частот, кристальная чистота, яркость звучания в верхнем регистре и воздушная прозрачность — в среднем, тембральный баланс и спектральная ахроматичность даже на широкополосных шумовых тестах (диск 1, треки 1, 2) — тоже немалая заслуга честной ООС.

Некритичность усилителя к модулю входного импеданса АС была уверенно подтверждена на разных программах с акустическими системами ProAc Response 2.5 и Audio Physic Caldera.

Тембральный баланс у обеих АС практически не изменился, артикуляция баса несколько ухудшилась, но осталась вполне приемлемой. Однако у ProAc Response 2.5 заметно снизилась прозрачность и отчетливость звучания, а у Audio Physic Caldera нижний регистр приобрел дополнительную фундаментальность, массивность, что может понравиться любителям модной сейчас музыки.

В современных высококачественных звуковых трактах влияние межкомпонентных кабелей на характер звучания весьма велико. Причем разработчики не всегда стремятся к максимальной звуковой "прозрачности", нередко встречаются кабели, приятно искажающие, "украшающие" звучание. Мы выбрали наиболее нейтральные, "прозрачные" кабели, а затем, учитывая наличие у компонентов нашего звукового тракта как симметричных, так и несимметричных входов-выходов, решили сравнить эти два режима подключения.

В несимметричном режиме глубина звуковой сцены и отчетливость локализации пространственных образов казались вполне достаточными. Но при переходе на балансный режим виртуальный рельеф стереопанорамы приобрел особую чарующую выразительность — бо’льшую глубину, лучшую локализацию, и главное — возникло ощущение присутствия исполнителей перед нами.

Заметное влияние на стереопанораму оказывает межкомпонентное сопряжение фаз звукового сигнала. Имеющийся в усилителе инвертор фазы позволяет выбрать на слух положение, кажущееся оптимальным. Иногда перефазировку целесообразно производить и при смене фонограмм — это может способствовать повышению четкости звучания, чистоте и "глубине" пауз.

При компоновке звукового тракта необходимо соблюдать сопряжение фаз сетевого питания.

В заключение скажем несколько слов о выборе режима работы выходных каскадов.

Параметрические и звуковые свойства, обусловленные режимом работы выходных каскадов усилителя, никогда не были для науки чем-то загадочным. Но под влиянием аудиофильского фольклора и модных рекламных стимулов до сих пор не утихают горячие споры о приоритетах "однотактников", класса А, триодного или тетродного режимов.

В результате многократных сравнений звучания при различных режимах работы на умеренной громкости в конкретном звуковом тракте мы пришли к следующим выводам.



1. Триодному режиму можно отдать предпочтение в связи с большей комфортностью звучания в несимметричном тракте на грубоватых фонограммах с примитивными музыкальными образами (диск 2, трек 3). Там же, где была необходима особая музыкальная выразительность, преимущества имел тетродный вариант.

2. Тетрод в триодном режиме — это все же не истинный триод. Не исключено, что при использовании настоящих триодов в оптимальном режиме они вызвали бы бо’льшие симпатии.

[ Контрольный тракт ]

Проигрыватели компакт-дисков Jadis Symphonia, Primare CD 31;
акустические системы ProAc Response 2.5, PMC OB1, Audio Physic Caldera;
межблочные несимметричные кабели XLO Unlimited Edition UE-1;
межблочные симметричные кабели Harmonic Technology Pro-Silway II;
кабели к АС XLO Unlimited Edition UE-5;
сетевые кабели XLO Unlimited Edition UE-10, Siltech SPX-30 Classic, Siltech SPX-20;
стойка под аппаратуру Sonus Systems Elite 1350.


Tехнические параметры по данным производителя

Предварительный усилитель VTL TL-7.5 Reference Line Preamplifier ($14375)
Диапазон частот (+0, –1 дБ) 1–100000 Гц
Коэффициент гармоник (THD)
при выходном напряжении 45 В на нагрузке 600 Ом
в диапазоне частот (10–200000 Гц)


<1%
Усиление 20 дБ
Входной импеданс 50 кОм
Выходной импеданс 25 Ом
Разделение каналов:
на частоте 1 кГц
на частоте 20 кГц

>100 дБ
>80 дБ
Линейные входы 4 пары симметричных (XLR)
4 пары несимметричных (RCA)
Линейные выходы 2 пары симметричных (XLR)
2 пары несимметричных (RCA)
2 пары несимметричных (RCA) буферных TAPE
Функции дистанционного пульта включение питания
переключение входов
регулировка громкости
Mute
Fade
регулировка баланса каналов
инверсия фазы сигнала
Комплект ламп 12АХ7 (2 шт.)
Потребляемая мощность 150 Вт
Габаритные размеры (Ш х В х Г) блока управления
аудиоблока

445 х 102 х 445 мм
445 х 153 х 445 мм
Масса (в транспортной упаковке) 34 кг


Tехнические параметры по данным производителя
Оконечный усилитель VTL S-400 Stereo Reference Amplifier ($23000)
Комплект ламп 12АТ7 (2 шт.), 6350 (2 шт.), 6550С (12 шт.)
Максимальная выходная мощность
при нелинейных искажениях <3%
в тетродном режиме на нагрузке 4 Ом
8 Ом
в триодном режиме на нагрузке
4 Ом
8 Ом 150 Вт




400 Вт
300 Вт

200 Вт
150 Вт
Диапазон частот (+0 –3 дБ) 10–125000 Гц
Импеданс нагрузки 5 Ом
Режим работы выходных каскадов
(класс усиления)

АВ1
Входы 2 симметричных (XLR)
2 несимметричных (RCA)
Входная чувствительность
(для полной мощности)

2,2 В
Входной импеданс 57 кОм
Отношение сигнал/шум >100 дБ
Потребляемая мощность
в режиме холостого хода
в режиме максимальной отдачи

480 ВА
2500 ВА
Габаритные размеры (Ш х В х Г) 290 х 610 х 610 мм
Масса (нетто)
в транспортной упаковке

100 кг
159 кг


[ Вывод ]

Возможно, high end и умер, как утверждает автор цитаты, приведенной нами в начале статьи, но, к счастью, иногда он словно "воскресает" и появляются аппараты, способные доставить истинное наслаждение любителям музыки различных жанров и стилей. К такой технике безусловно относится и комплект усилителей VTL TL-7.5 Reference Line Preamplifier/ VTL S-400 Stereo Reference Amplifier.

Они выделяются на общем фоне дорогой престижной аппаратуры исключительной музыкальностью звучания, которое способно "ласкать слух и хватать за горло" (И. Стравинский — Крафт. "Диалоги").

Эти усилители мы рекомендуем всем тем, кто сможет их использовать в достойном звуковом тракте.

Возврат к списку