СПб, Загородный проспект, 9
ekvator@5-uglov.ru
0 товаров / 0 руб

Оформить заказ

Усилитель мощности. АудиоМагазин 2(91) 2010

14.12.2010

Усилитель мощности. АудиоМагазин 2(91) 2010

Pass Laboratories XA160.5

Андрей ВРУБЛЕВСКИЙ,
Алексей СКОРПИЛЕВ



Нельсон Пасс — живая легенда аудиотехники, один из самых известных и плодовитых разработчиков усилителей звуковой частоты. Достаточно сказать, что за почти 40 лет работы он получил более 700 патентов, а его схемы использовали такие фирмы, как Threshold, Adcom, Nakamichi и многие другие. Основанная им в 1991 году компания Pass Laboratories вот уже без малого 20 лет выпускает уникальные усилители, предусилители, цифроаналоговые преобразователи и акустические системы. Запатентованная фирмой в 1998 году схема Super Symmetry (патент США №5376899) позволила в 100 раз снизить уровень нелинейных искажений и шумов в балансной схеме. С 2007 года Нельсон Пасс совместно с Уэйном Колберном возглавляет инженерный отдел Pass Labs, а руководит фирмой Десмонд Харрингтон, конструктор и индустриальный дизайнер, в свое время стоявший за кульманом у другого американского производителя усилителей — Krell.

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД

Новинка из арсенала Pass Labs —XA160.5 — это вторая модель в линейке усилителей мощности XA, основной особенностью которой является режим работы в чистом классеА. XA160.5 — это два огромных моноблока. Переносить их можно исключительно вдвоем, если, конечно, вы не профессиональный бодибилдер. Передняя панель толщиной 45 мм тщательно выфрезерована из алюминиевого сплава. В центре находится большой круглый стрелочный индикатор выходной мощности. При включении он загорается уютным синим цветом. Под ним расположена кнопка выключателя сети.

По бокам располагаются 6 массивных радиаторов охлаждения черного цвета. Размеры каждого из них 250х150х75 мм. В сумме они способны постоянно рассеивать не менее 600Вт. Учитывая, что КПД усилителя в классе А не превышает 30%, применение таких габаритных радиаторов — суровая необходимость.

На задней панели находятся 2 входных разъема (1 небалансный RCA и 1 балансный XLR) и две пары выходных клемм. Производитель советует по возможности всегда использовать балансное подключение, поскольку оно заметно снижает шумы и искажения.

Также сзади находятся: сетевой разъем, гнездо заземления и гнездо для внешнего 12-вольтового триггера включения/выключения. По бокам сзади расположены 2 ручки для переноски (с учетом веса аппарата очень даже нелишние!).

Конструкция и ее воплощение производят не просто солидное, а прямо-таки монументальное впечатление. А ведь это только один канал! Второй канал подробно описывать не будем. Как вы догадываетесь, он ничем не отличается от первого.

Расположение деталей внутри корпуса двухэтажное. На первом этаже находится массивный тороидальный силовой трансформатор в металлическом кожухе. Подобраться к нему поближе, к сожалению, не удалось — но, судя по его размерам, а также указанной в паспорте потребляемой мощности, можно смело предположить, что его мощность около 1000 Вт. Напряжение питающей сети может переключаться на 100, 120, 220, 230 и 240 В. Как видите, производитель позаботился о том, чтобы его аппаратурой можно было пользоваться в любой точке планеты.

На втором этаже расположены 6 крупных конденсаторов фильтра блока питания производства Cornell Dubilier 25000 мкФ/75 В. Это высококачественные компоненты с большим максимальным током зарядки и низким импедансом на высоких частотах. Несложно подсчитать, что вместе они способны запасти энергии ни много ни мало 420 Дж! Соединяются эти конденсаторы при помощи 3 толстых алюминиевых пластин. Разводка силовых и выходных цепей выполнена проводом 2,5 мм2.

Вверху находится небольшая плата предварительных каскадов. Количество деталей на ней минимально. Очевидно, что Нельсон Пасс предпочитает короткий путь сигнала. Не обязательно быть профессиональным инженером, чтобы понять, что схема полностью симметрична.

На толстых фрезерованных боковых стенках находятся аж 56 мощных полевых транзисторов в пластмассовых корпусах: 28 IRFP240 (200 В, 20 А, 150 Вт) и 28 комплементарных им IRFP9240 (200 В, 12 А, 150 Вт).

Страшно даже представить себе, какой ток они могут через себя пропустить и какую мощность могут выдержать на пиках сигнала!

После включении усилителя в течение 30–40 минут радиаторы нагреваются до температуры 50–55оС. Тепловая защита выключит питание при достижении 75оС, но это аварийный случай, в нормальной ситуации такого никогда не случится. Ввиду большой потребляемой мощности не рекомендуются, какие либо сетевые кондиционеры.
Также необходимо позаботиться о хорошей вентиляции в месте установки моноблоков.

После подробного осмотра не остается ни малейших сомнений в том, что схема действительно обеспечивает "чистый" класс А.

Качество звучания

Усилители мощности XA160.5 оказались в подобающем окружении других высококлассных компонентов, так что возможность досконально изучить характер их звучания была. Большая часть предварительной работы сосредоточилась на выборе наиболее удачно подходящих акустических систем. Когда в подбираемом составе элементов тракта ни о каких компромиссах речь не идет (а, к счастью, в нашем контрольном тракте подобралась именно такая техника), то в пробных прослушиваниях может смутить любая, даже незначительная мелочь. Все таки высокая точность, способность компонентов к многогранному отображению звука требуют высокой же ответственности и тонкой деликатности одновременно.

Огромный потенциал этих усилителей взывает к бережному и вдумчивому поиску из всего остального окружения аппаратуры, достойного их партнерства. Отменные способности обнаружились быстро — в одном из приглянувшихся поначалу вариантов выявлялись интересные детали. Например, у второстепенной роли, отведенной аккомпанирующим инструментам, могла появляться непривычная значимость, и неприметные в других случаях нюансы проявлялись на общем фоне более явно.

Всегда интересно услышать в хорошо знакомых записях что то новое. Некоторая сдержанность в широте динамических контрастов, как оказалось, диктуемая почерком низкочастотного спектра у примененных поначалу акустических систем, мало влияла на силу первых положительных и ярких впечатлений. Смена колонок открыла еще более впечатляющий результат: обретя должную массивность, композиции по субъективным ощущениям снижали темп, и музыкальное содержание воспринималось как более внушительное. Отрадно отметить, что и на незначительных уровнях громкости усилители способны звучать увлекательно, им не требуется преодоление некоего порога уровня, после которого они могли бы раскрываться более полно. Эти самые "первые ватты" у XA160.5 столь же ценны и полновесны, как и все последующие.

Тестирование усилителей мощности в очередной раз привело к размышлениям о роли предусилителя в тракте, и, имея возможность задействовать одноименный аппарат, в процессе исследований мы все"таки пришли к тому, что предусилитель был исключен. Возможно, сказалось высокое качество источника звука, у которого была предусмотрена регулировка выходного уровня, а также и мысли о том, что сравнение одноканальных моноблоков мощности разных марок лучше проводить без их предварительных частей — для достижения большей точности в оценке именно тестируемой техники (коль скоро исследуются свойства оконечных звеньев усиления, то и слышать хочется именно их). Конечно, звучание без предусилителя немного упростилось, зато разница стала более очевидной.

Тракт с XA160.5 звучит глубоко, мощно и ясно. Вместе с этим уверенная и плотная опора низких частот естественным образом сочетается с напевностью и воздушностью. Приятно ощущать исполинскую мощь, которая все же не выставляется напоказ. Серединадиапазона отличается густотой и многоцветьем тембров, а чистота присуща всей тоновой шкале. Легкость и изящество в передаче высоких звуков, обертонов и шумовых призвуков не умаляет информативной насыщенности, при этом положительно сказывается на комфортности восприятия.

Тестируемые усилители представлялись, может, и не столь эмоциональными, как контрольные, но имели куда больше оснований восприниматься как эталонные. Своеобразие других усилителей, открывавшееся в некоторой гулкости верхнего баса и недостатке напора и собранности в самом низу, более тягучей и не столь прозрачной середине, равно как и мягком, но немного преувеличенном верху с коротким эхом, давало некоторые преимущества только в узком спектре жанров — одним из удачных примеров которых могла бы послужить вокальная камерная музыка. Особая теплота, выигрышная для человеческого голоса, могла оборачиваться потерей разборчивости, к примеру, в большой группе струнных, что на пике оркестровых крещендо только усиливалось, кроме того, в этих случаях проступала колкость. В противовес этой, лишь порой притягательной затейливости, тестируемые усилители оказались открыты всему многообразию музыкальных стилей. В целом они звучат, наверное, чуть прохладнее и меньше привносят, что-то от себя в воспроизведение музыки, представляя произведения более широко и просторно. Точность тембров (как и полнота основных тонов, их определяющих) у натуральных инструментов, высокая детальность и ясность позволяют с легкостью отрешиться от анализа каких либо свойств и на длительное время быть вовлеченным в поток масштабных музыкальных событий и многоплановых ассоциаций.

[ Контрольный тракт ]

  • Транспорт CD/SACD dCS Paganini;
  • апсэмплер dCS Paganini;
  • цифроаналоговый преобразователь dCS Paganini;
  • генератор синхроимпульсов dCS Paganini;
  • моноусилители мощности Lamm М1.1;
  • акустические системы PBN Audio Montana XPS Signature;
  • кабели межблочные цифровые Siltech Royal Signature Golden Ridge II (XLR), Siltech
  • MXT Professional Stockholm (BNC), Siltech Classic FW 6 Mk2 (1394), Harmonic
  • Technology Magic Digital One (XLR), Harmonic Technology Cyber Link Silver(RCA);
  • кабели межблочные Nordost SPM Reference;
  • кабели к АС Audio Quest Granite (2 пары);
  • кабели сетевые ISOL 8 IsoLink3;
  • стойка для аппаратуры Sonus Systems Elite 1350.

[ Музыкальный материал ]
  • J.S. Bach. Toccaten und Fugen. Helmut Walcha (Deutsche Grammophon, 427 191"2)
  • Tchaikovsky: 1812 Overture. Erich Kunzel. Cincinnati Pops Orchestra (Telarc, SACD"60541)
  • FIM "Audio Reference IV" (FIM, SACD 029)



DISC 1DISC 2DISC 3

[ Вывод ]

Моноусилители мощности Pass XA160.5 демонстрируют очень привлекательное и при этом нейтральное звучание. Стараясь быть незаметными, они с достоинством выполняют предназначенную для них работу, избегая проявлений своего участия в составлении звукового почерка всего тракта. По многим причинам мы имеем право отнести их к разряду эталонной техники, с которой можно не только составлять очень удачные аудиосистемы с убедительным звучанием, но и использовать ее в качестве точки опоры для критических прослушиваний при оценке свойств отдельных компонентов.

 

Тэг: усилители мощности

Возврат к списку