СПб, Загородный проспект, 9
ekvator@5-uglov.ru
0 товаров / 0 руб

Оформить заказ

Регулировка вертикального угла трекинга (VTA)

16.12.2013

Регулировка вертикального угла трекинга (VTA)

Давайте для начала посмотрим, как записывается грампластинка. Слева показан рисунок (рис.1) режущей головки станка для ее изготовления. Алмазный резец двигается по сложной траектории, чтобы сигналы левого и правого каналов были вырезаны в лаке.

 

 

VTA

 

 

При резке лака алмазный резец перемещается вверх и вниз на небольшое расстояние. Траектория движения зависит от положения режущей головки и положения алмазного резца. Теоретически это движение (рис.2) является перпендикулярным (а), но оно не напоминает прямую линию (b). Режущая головка должна быть установлена в соответствующем положении, чтобы алмазный резец выполнял резку под углом 20º. Также возможно, что передний угол резца (способ установки алмазного резца) находится в несоответствующем положении, а угол 20º не соблюдается. Если все регулировки выполнены правильно, угол установки головки звукоснимателя должен совпадать с углом установки алмазного резца.

 

 

VTA

 

 

Регулировка горизонтального угла не имеет значения только для монофонических грампластинок. Игла должна двигаться в середине канавки под действием соответствующей прижимной силы.

 

С появлением стереофонической грампластинки, обладающей сложным сигналом, стало понятно, что резку любой грампластинки можно выполнять несколькими способами. Вертикальное положение алмазного резца в режущей головке может изменяться, в результате чего также можно изменить форму канавки. Иногда неправильный угол является результатом халатности. Иногда резка под другим углом выполняется преднамеренно. В этом случае инженер хочет получить другое звучание при воспроизведении конкретной грампластинки (рис. 3).

 

 

VTA

 

 

Как указывалось ранее, конец алмазной иглы головки звукоснимателя должен находиться в том же положении, что и алмазный резец. Только в этом случае будет обеспечиваться максимально возможная точность передачи сигнала.

 

Вертикальный угол не всегда был стандартизирован. Однако после появления стерео диска этот угол составил 15º, а в семидесятых годах двадцатого века он был изменён на 20º. Именно поэтому модель Ortofon SL-15 стала называться SL-20.

 

Инженеры объяснили, что собой представляет вертикальный угол. Они также указали некоторые другие важные параметры (рис. 4):

 

 

VTA

 

 

 

VCU = вертикальный угол резца. Он должен быть отрегулирован в строгом соответствии со значением, указанным в руководстве на токарный станок.

 

CRA = передний угол резца. Это угол алмазного резца относительно режущей головки. Он должен фактически совпадать с вертикальным углом резца. В противном случае при резке будет получен некачественный сигнал.

 

VTA = вертикальный угол алмазной иглы в головке звукоснимателя. Он должен с точностью совпадать с вертикальным углом резца.

 

SRA = передний угол иглы. Это угол, образуемый иглой относительно иглодержателя и корпуса головки звукоснимателя.

 

Передний угол иглы должен совпадать с вертикальным углом, когда верхняя часть головки звукоснимателя установлена параллельно поверхности грампластинки. Если передний угол иглы не совпадает с вертикальным углом, то необходимо отрегулировать передний угол иглы, пока он не будет совпадать с требуемым вертикальным углом и не будет идентичен углу установки алмазного резца. Одним из способов достижения этого угла является регулировка высоты тонарма на шарнире. Корпус головки звукоснимателя больше не будет располагаться параллельно поверхности грампластинки. Другим способом является установка клина между головкой звукоснимателя и её корпусом. Так как размер канавки, вырезанной в грампластинке, измеряется в микрометрах, очевидно, что если установлен неверный передний угол иглы, то уровень искажений будет выше.

 

Давайте посмотрим на другие рисунки (рис. 5).

 

 

VTA

 

 

 

На рисунке А показана теоретически идеальная регулировка: углы CRA, VCA, SRA и VTA являются абсолютно одинаковыми, т.е. совпадают друг с другом.

 

На рисунке B игла располагается перпендикулярно поверхности грампластинки, однако установлен неправильный вертикальный угол. Поскольку игла неправильно установлена на конце иглодержателя, её алмазный конец находится в несоответствующем положении и не сможет правильно считывать звуковую дорожку. В данном случае лучше всего отрегулировать шарнир по высоте.

 

На рисунке C показана ситуация, когда канавка вырезана под углом, превышающим рекомендованный угол 20º. Правильное положение иглы головки звукоснимателя можно определить только путём соответствующей регулировки шарнира по высоте, либо путём установки клина между головкой звукоснимателя и её корпусом.

 

В данном случае рекомендуется отрегулировать тонарм в его основании (на шарнире) так, чтобы обеспечивалось наивысшее качество звука при воспроизведения большинства грампластинок.

 

Вертикальный угол обычно изменяется при воспроизведении неровной или деформированной грампластинки.

 

В случае постоянного изменения движения тонарма (вверх и вниз и/или сильное раскачивание) при воспроизведении долгоиграющей грампластинки высокого качества изготовления, скорей всего вы используете слишком тяжелый тонарм для вашей головки звукоснимателя. Возможно, ваша головка звукоснимателя обладает высокой гибкостью, и для неё требуется тонарм меньшего веса. Уточните параметры тонарма и головки звукоснимателя.

 

Очень важно настроить соответствующий вертикальный угол, если вы хотите получить детализированный звук на высоких частотах одновременно с теплотой и динамичностью. Перемещение тонарма на шарнире вниз таким образом, чтобы головка звукоснимателя слегка наклонилась назад, позволит получить бархатистый и менее детализированный звук в полосе средних частот. Регулировка тонарма на шарнире для большего наклона головки звукоснимателя вперёд позволит получить более детализированный звук. Если головка звукоснимателя наклоняется вперед слишком сильно, звук становится глухим и неестественным, при этом гармоники будут искажены. Вам необходимо определить наиболее оптимальную регулировку для гармоничных звуков, содержащих большое количество мельчайших деталей на одном и том же уровне. Поэтому слушайте внимательно! В итоге наиболее оптимальный вертикальный угол можно определить только на слух.

 

Выбор оптимального вертикального угла

 

Существует небольшая проблема, связанная с тем, что не все грампластинки изготавливаются с использованием одинакового угла резки. В конце семидесятых годов двадцатого века журнал The Audio Critic выдвинул идею оптимизации вертикального угла для каждой воспроизводимой грампластинки. Эта идея была проста (рис.6): использовать картон различной толщины (в миллиметрах) и разрезать его по размеру мата для проигрывателя грампластинок.

 

 

VTA

 

 

 

Если вы отрегулировали горизонтальный угол так, что головка звукоснимателя слегка наклонена вперед, то вы можете изменить это угол путем добавления картонного мата. Основной идеей является нанесение маркировки на конверт для грампластинки или на внутреннюю этикетку каждой долгоиграющей грампластинки с указанием того, какой картонный мат необходимо дополнительно установить. Установка дополнительных картонных дисков между грампластинкой и матом проигрывателя может обеспечить оптимальный вертикальный угол, но при этом также изменится контакт между долгоиграющей грампластинкой и матом, что в свою очередь изменит характер воспроизводимого звука.

 

К счастью существуют многочисленные тонармы, в которых можно изменить вертикальный угол. Кроме того существует множество моделей, которые позволяют выполнять оперативную регулировку шарнира по высоте. Если у вас нет такого удобного устройства, выберите вариант регулировки, который позволит обеспечить звук наивысшего качества.

 

Если опорный диск слишком высокий, то может возникнуть необходимость установки дополнительного опорного основания. Если тонарм не позволяет изменить высоту шарнира, вы можете установить клин между головкой звукоснимателя и её корпусом.

 

ВНИМАНИЕ! Некоторые аудиофилы устанавливают небольшой клин, когда, по их мнению, он необходим для регулировки вертикального угла в особых случаях (рис 7). Установка клина может быть эффективной в единичных случаях. Однако это создаст неплотный контакт между головкой звукоснимателя и держателем.

 

 

VTA

 

 

Установка клина из любого материала между головкой звукоснимателя и её корпусом может (при первом прослушивании) существенно усилить сигнал, особенно в области высоких частот. При первом прослушивании может появиться некоторая утонченность и больший объём, однако через некоторое время станет очевидно, что правильная структура гармоник нарушена.

 

Однако при этом соответствующий переход, образуемый между самыми низкими и самыми высокими частотами, будет менее гармоничным. С чем это связано? Дело в том, что такая вставка приводит к более или менее заметному смещению фазы (фазовые искажения). Любой клин создаст так называемые изгибные колебания, за частотой которых будет следовать их вторая и третья гармоники (и даже последующие). Эти изгибные колебания будут окрашивать звук, а их величина и характер зависят от материала клина.

Возврат к списку