СПб, Загородный проспект, 9
ekvator@5-uglov.ru
0 товаров / 0 руб

Оформить заказ

Оцифровка винила

22.04.2015

Оцифровка винила

Вас не пугают трудности и многочасовая рутинная, кропотливая работа? Тогда оцифровка винила вам по плечу. Однако приготовьтесь к тому, что придется иметь дело с множеством мелочей и нюансов, в частности, минимизировать артефакты на пластинках. В общем, предаваться меланхолии и мечтать под звуки завораживающе потрескивающих пластинок будет некогда.

Прежде, чем браться за оцифровку пластинки, оцените исходные данные. Тестовый прогон в состоянии покоя источника, с которым вы собираетесь иметь дело, позволит вам оценить изменения спектрограммы при запуске, остановке диска и т.д. Возможно, выяснится, что необходима дополнительная изоляция по причине того, что в ваш рип пролезает фон в 50Гц.

Нелегкой процедурой оцифровки винила занимаются по разным причинам. Это позволяет надежнее сохранить редкие пластинки, а также специфическое звучание и даже дребезжание, которое создает неповторимую атмосферу и настроение. При этом оцифровка – более оптимальный вариант для сохранения редкого звукового материала, по сравнению с той же магнитной мастер-лентой, благодаря щадящему уровню компрессии. Это знают и производители винила и потому снабжают свои вертушки разъемами USB. Но истинные ценители понимают, что таким образом классный MP3 сделать из пластинки не получится, и лучше пойти трудным путем, но зато более эффективным.

Если уж вы взялись за столь кропотливую работу, не поленитесь как следует подготовиться и по возможности исключить все мелкие и досадные упущения, которые могут вам помешать получить желаемый результат. Любая незначительная погрешность может испортить вашу оцифрованную запись. Предположим, у вас приличная аналоговая система, устойчивый стол, в тракте фонокорректора отсутствуют паразитные фоны, картридж податлив, а звук не вызывает нареканий. Казалось бы, осталось только быстро весь материал в цифровой вид. Однако не стоит недооценивать сложность процесса оцифровки, поскольку все нюансы раскроются только в ходе работы. Так что лучше будьте во всеоружии.



Первым делом, убедитесь, что у вас в наличии блок с модулем АЦП – это один из самых важных моментов. Вы можете заменить картридж, усилить прижим иглы, помыть пластинку до почти полного устранения шумов, поменять VTA, но при отсутствии приличного рекордера от всего этого будет мало толку. Даже самая прозрачная аналоговая симфония превратится у вас на выходе в неживой скучный звук с неприятными виниловыми щелчками.

При использовании классических студийных аппаратов, из которых большинство не оснащены накопителем, результат направляется на внешние устройства захвата через цифровой выход. Поэтому, если в ваши планы точно не входит использование компьютера при записи, можно порекомендовать вам такие доступные рекордеры, как Tascam и Roland, имеющие функцию сохранения на слуху. Они также дают возможность записи сигнала в перспективный DSD. Однако следует иметь в виду, что в домашних условиях редактирование файлов DSD невозможно по объективным причинам, исходя из того, как устроен однобитовый поток. Осуществить это можно лишь на специализированных дорогостоящих станциях, вроде Pyramax, где имеет место конвертация DSD в формат DXD (высоко-дискретный РСМ; параметры - 24 бит/352,8 кГц). В общем, рекордер Tascam DA-300 стоимостью в тысячу американских долларов представляет интерес благодаря своей автономности и возможности записи звука прямо на карточку SD, а не как раньше, на внутренний жесткий диск. Если же всерьез подойти к выбору студийного оборудования, то конвертеры Tascam и Roland хоть и вполне хороши, но не идеальны, - это становится ясно при сравнении записанного с помощью них материала с аппаратами Merging Horus, хотя, конечно, в последнем случае и цена перешагнула за шесть тысяч долларов. При этом учитывайте, что в любительских условиях, нельзя получить максимум отдачи как от дорогих, так и более скромных рекордеров. Лучше уж эти деньги вложить в качественную аудио-карту.



Из аудио-карт можно порекомендовать внутреннюю карту PCI, выпускаемую уже больше десяти лет, - Lynx-Two, которая до сих пор часто используется как эталон для сверки новинок, хотя и не абсолютный. Lynx-Two обеспечивает схожесть копии с оригиналом и приличное звучание в режиме воспроизведения. Конечно, здесь можно напомнить и про более доступный рекордер Creative EMU-1616, в секции АЦП которого установлены такие же качественные чипы АК5394А, и его тоже можно попробовать. Эти АК5394А, между прочим, стоят и в профессиональном ProTools HD 192 I/O.

При этом процессоры еще не панацея – так, вам придется еще найти способ плавной регулировки уровня сигнала на вашей записи. У меня, например, Lynx-TWO обеспечивает только перевод аналогового сигнала в цифровой, а регулировка уровня сигнала осуществляется прямо на фонокорректоре. Немаловажное значение имеет и пред  усилитель, которым оснащены обычно внешние аудио-карты. Чтобы снизить уровень наводок на карту, стандарт профессиональной среды подразумевает наличие у фонокорректора балансных выходов, и это не просто прихоть аудиофилов. Возможно, вам придется применять переходники на TRS-разъемы. Это нормально, ведь эти аудио-карты изначально были разработаны для музицирования дома, а не для фонокорректоров.

Большая часть внешних аудио-карт присоединяется к компьютеру посредством USB, а остальные через старый добрый FireWire. Независимо от варианта коммутации, если проблемы и вылезут, в любом случае они будут обусловлены не протоколом. Главное для пользователей ОС Windows – наладить работу связки в режиме ASIO (имеется в виду, напрямую между программой оцифровки и драйвером карты), а также установить достаточный размер буфера во избежание выпадений сигнала.


Если говорить о софтвере, бесплатно распространяемая программа Audacity довольно популярна. Она легкая и неплохо работает, однако если по каким-то причинам с ней возникают проблемы, можно обратить внимание на другое ПО, например, на WaveLab. Эта программа имеет большую шкалу уровня сигнала и наглядный фазовый анализатор, который показал, что часть пластинок были сведены фактически в моно.

При ведении записи желательно выставить максимально доступное разрешение - 192 кГц и 32 bit float, даже если разрешение финального формата для архива будет меньше. Это даст вам больше свободы действий при редактировании. Если ваша аудио-карта, как многие недорогие, имеет ограниченную дискретизацию до 96 кГц, придется обойтись этим значением ее, но 32 bit float все же выставить очень желательно. Все АЦП имеют базовое разрешение 24 бит, однако дополнительные 8 бит буфера помогут вам точнее интерполировать полученные результаты в аудио-редакторе.


Возврат к списку