СПб, Загородный проспект, 9
ekvator@5-uglov.ru
0 товаров / 0 руб

Оформить заказ

Как установить и настроить проигрыватель грампластинок

24.09.2015

Как установить и настроить проигрыватель грампластинок

Если вы считаете себя ценителем качественного, полного звучании я без искажений и «загрязнений», и вам нестерпимо хочется усовершенствовать свою систему hi-fi, но при этом вы не располагаете достаточными материальными средствами для подобных процедур, обратите внимание на свой старый LP-проигрыватель. Придется повозиться некоторое время, пробуя разные способы перенастройки и регулировки прибора, но зато это вполне хорошая и всегда доступная альтернатива для решения проблемы.

Любая техника – в том числе и LP-проигрыватель – в процессе эксплуатации неминуемо теряет первоначальные настройки, что приводит заодно к ухудшению качества звука и, соответственно, потере интереса к ее использованию. Регулярное прослушивание стереосистемы хотя бы раз в полгода поможет оценить по достоинству все преимущества незаслуженно забытых виниловых пластинок – а неизбежно возникающие погрешности можно чаще всего исправить с помощью простейших манипуляций.

Если вам нужно подтверждение эффективности перенастройки проигрывателя грампластинок, рекомендуется поступить следующим образом. Возьмите любую пластинку, выберите произвольно десять тактов и прослушайте для запоминания несколько раз. В том случае, если вы убеждены, что многократное прослушивание в короткий период может испортить вашу любимую пластинку, остановите свой выбор на той, которая вам не очень нравится и которую будет не жалко. Отдавайте предпочтение исполнителю женского пола. Внимательно прослушайте запись, стараясь уловить и запомнить все нюансы звучания.

Дальнейшие действия – вам нужно изменить прижимную силу звукоснимателя. Для этого разверните противовес так, чтобы изменения не превысили одной-двух десятых грамма. Снова включите пластинку и прослушайте избранный отрывок. Разница в звучании должна быть заметна уже сейчас, после таких ничтожно малых изменений. И это лишь малая часть из всего того, чего вы можете добиться с помощью перенастройки.

Результаты и успех ваших действий напрямую зависят от того, насколько вы педантичны и терпеливы. Взгляните на виниловую долгоиграющую пластинку: звуковые дорожки представляют собой канавки размером в тысячные доли дюйма. Человеческий слух воспринимает сигналы низкого уровня, от 60 и более дБ – это означает, что мы улавливаем колебания звуковой колонки, ширина которой равняется всего лишь нескольким миллионным долям одного дюйма. Каждый дополнительный микрон смещения или колебания на данном уровне сигнала будет воспринят и воспроизведен вашим проигрывателем.

Ниже вы можете ознакомиться с азами установки и настройки стандартного проигрывателя, осуществить которые вполне под силу даже несведущему любителю качественного звука. Более полное, подробное руководство для одной лишь модели заняло бы целый том – а их десятки. Поэтому мы рассмотрим лишь наиболее часто проводимые и самые необходимые процедуры, вкратце описав каждую из них, и упомянув, на какие моменты стоит обратить повышенное внимание.

Даже если вы не являетесь хорошим мастером и не очень разбираетесь в настройках и усовершенствовании аудиотехники, данные рекомендации помогут вам выполнить элементарные настройки. Захочется идти дальше, что нередко бывает после первых положительных результатов – вы всегда можете углубить свои познания или заручиться поддержкой более сведущего лица. Убедитесь только предварительно, прежде чем доверить ему свою акустическую систему, что он действительно знаком с ее тонкостями и уже занимался ранее подобными операциями. Иначе вам потребуется дорогостоящий капитальный ремонт вашего проигрывателя с полной или частичной заменой его деталей.

Вы также должны отдавать себе отчет, что если срок службы вашей аппаратуры скоро завершится, все перечисленные ниже манипуляции могут не оказать ожидаемого эффекта и никак не повлиять на качество звука. С другой стороны, стертая, искривленная игла может поцарапать дорожки пластинки и испортить ее. Приобрести нужные звукосниматели – самое сложное в деле обновления проигрывателя, так как стоят они недешево, а напрокат их не выдают. Звукосниматель от раскрученного бренда стоит дорого, потому, чтобы не рисковать деньгами, купите сначала на пробу звукосниматель попроще. Если у вас получится произвести все необходимые обновления, вы всегда сможете его сменить на более дорогой и качественный. При этом нужно понимать, что современный и новый – не значит лучший. Многие модели, выпущенные много лет назад, ничем не уступают по качеству работы и характеристикам современным, и даже превосходят их, а вот стоят в разы дешевле.

В процессе переустановки и настройки вам может казаться, что звучание вашей системы ухудшилось, снизилась мелодичность. Причина может быть в некорректной регулировке. Попробуйте с помощью технических операций выявить неприятный призвук и устранить его. Но при этом постарайтесь не возвращаться к прежним настройкам. Показатель улучшения – более чистое звучание даже на самых низких частотах. Если же никаких изменений не произошло, или напротив, звучание раздражает, значит, перенастройку вы произвели неправильно.

Регулировка проигрывателя и его обслуживание.

Опора и вибрации

Первое, чему нужно уделить внимание – это место расположения проигрывателя. Любой прибор оснащен системой подвеса шасси, но независимо от того, насколько она хороша и удобна, звук на средних и низких частотах часто искажается вследствие вибраций. Искажений можно избежать, установив проигрыватель таким образом, чтобы вибрации при воспроизведении были минимальными. Особенно это важно, если акустическая система не предусматривает наличие гибкого шасси или корпуса.

Проведите простой тест: кончиками пальцев коснитесь опорной поверхности, когда прибор находится в состоянии работы. Даже небольшая вибрация может негативно сказываться на качестве звучания. Чтобы понять, насколько значителен эффект, приложите к прибору стетоскоп или поставьте на него стакан с водой, когда проигрывается пластинка. Вы увидите сами, сколько акустических и механических вибраций достигает вашего проигрывателя. Нужно понимать, что система воспринимает и воспроизводит колебания звуковой бороздки, ширина которой не более 1/1000 толщины человеческого волоса. Сохранить качество воспроизведения не так уж просто в условиях постоянных вибраций снаружи.

С помощью простых действий вы можете уменьшить или вовсе избавиться от вибраций, обусловленных работой самого устройства или поступающих из окружающего пространства. Подставка для проигрывателя пластинок обязательно должна располагаться на устойчивой поверхности. Пол или полка из досок для этого не подходят. Постарайтесь поместить систему на каменном полу или подвесить на каменную стену. Не обязательно устанавливать проигрыватель именно в том помещении, где вы собираетесь прослушивать музыку, подойдет и соседнее. Иногда имеет смысл стабилизировать деревянные полы с помощью домкрата, закрепив его между полом и подвальным помещением в том месте, на котором расположена подставка с проигрывателем. В том случае, когда устранение гибкости пола невозможно, целесообразно перенести проигрыватель на каменную стену.

Чем устойчивее будет расположен ваш прибор, тем меньше будут восприниматься на слух колебания низких частот – басы. Как достигается такой эффект? Просто чем меньше вибраций извне воспринимает подставка под проигрыватель, тем, соответственно, меньше передает она их на тракт звуковоспроизведения. То, что количество басов уменьшится, неправильно воспринимать как дефект или следствие неправильной установки. Это субъективное явление. Вам нужно просто отрегулировать субъективно воспринимаемый частотный баланс, а не восстанавливать первоначальные настройки.

Если вы хотите изменить частотный баланс, просто измените расположение акустики. Хороший эффект дает перестановка мебели. Можно усовершенствовать юстировку звукоснимателя, дополнить акустическую систему. Только методом проб вы сможете достигнуть идеального или близкого к нему звучания.

Не оставляйте без внимания полку или стойку, на которой расположен проигрыватель. Конструкция обычно представляет собой жесткую раму или опоры, между которыми помещена непосредственно полка, на которую устанавливаются проигрыватель и акустика. Стандартные стойки подвержены значительному количеству вредных вибраций, так как не обладают нужной жесткостью, толщиной и инертностью. Просто замените слабые элементы без всяких сомнений. В идеале полка должна весить не менее 25 фунтов – приблизительно 11 кг, - и иметь толщину не менее 3 дюймов – то есть, 8 см. Располагается стойка на полу, обычно в заводской комплектации к ней идут устойчивые ножки с шипами.

Попробуйте такой прием: сравните звучание, когда подставка опирается на ножки с шипами, на обычные ножки или же на эластомерные диски. Последние отлично поглощают любые вибрации, а ножки или шипы способны перераспределять их.

Крепежные винты проигрывателя, который находится в эксплуатации, постепенно ослабевают. Их неплотное прилегание способствует появлению и усилению паразитных вибраций. Эту проблему нельзя решить более сильным затягиванием винтов – могут повредиться и деформироваться плотно прилегающие детали. Затягивание креплений нужно выполнять в меру разумного, при этом нет разницы, где находится винт и что фиксируется с его помощью. Есть модели, в которых крепление нужно затягивать, прикладывая большую силу. Перед сборкой проигрывателя внимательно ознакомьтесь с инструкцией производителя, чтобы избежать возможных повреждений механизма.

Полезные рекомендации


Если вибрации возникают между двумя плоскими прилегающими плоскостями, то минимизировать их можно прокладыванием слоя гасящего материала. Смысл манипуляции – заполнить производственные дефекты поверхностей деталей, которые допускаются производственными нормами. Узел устройства с прилегающими поверхностями нужно аккуратно демонтировать, очистить их поверхность и покрыть контактные участки тонким слоем герметического вещества, которое не затвердевает со временем (например - Blu-Tac). При сборке механизма, стыкующиеся детали нужно плотно прижать друг к другу, таким способом обеспечивая их плотное прилегание. Если контактные детали не имеют мелкого производственного брака, и гладко обработаны с помощью шлифовальных или фрезеровочных станков, то достаточно просто покрыть их поверхности каким-либо инертным смазочным материалом. Для этих целей подойдет промышленная вакуумная смазка.

Обязательное горизонтальное размещение


Если проигрыватель установлен не на горизонтальной плоскости, то это негативно повлияет на детали его механизма и их качество воспроизведения. Даже незначительное отклонение от горизонтального положения отрицательно воздействует на подшипники опорных дисков, некоторые показатели тонарма (компенсатор скатывающей силы). Перекос положения проигрывателя сказывается на процессе вращения подшипника опорного диска (находится в специальной втулке). В устройствах из модельных рядов Well Tempered и Versa Dynamics движение подшипника не нарушается, благодаря использованию для производства другой конструкции устройств. Наблюдается простая закономерность – чем качественнее подшипник, тем меньше характер его движения подвержен изменениям. Разные тонармы по-разному подвержены ухудшению звучания после потери горизонтальности проигрывателем: поворотные – наиболее чувствительны, а тангенциальные с сервоприводом – наименее.

Опорный диск и площадка тонарма должны располагаться на одном уровне. Для проверки этого обязательного условия нужно воспользоваться проверенным уровнем. Не вооруженным глазом определить это невозможно. Если положение опорного диска не горизонтально – нужно отрегулировать его подвес (применяется для конструкции с подвешенным субшасси). Не горизонтальное положение тонарма вызвано неправильной установкой его опоры, которая должна быть строго вертикальной. Эту неисправность могут устранить в мастерской или сервисном центре. В домашних условиях можно попробовать выровнять положение площадки, для этого нужно отрегулировать зазор между платой и площадкой с помощью прокладок.

Подшипники опорного диска

Простая конструкция этого узла предполагает простое обслуживание – пользователь может только пополнить или заменить в нем масло. Регулярность этой процедуры индивидуальна у каждого производителя проигрывателей, поэтому нужно следовать указаниям из инструкции пользователя. Чтобы провести замену масла нужно приподнять и извлечь опорный диск и убрать старое масло. Для очистки используют материалы без ворса и волокон или забирают остатки смазки чистой пипеткой (шприцем). Добавлять масло нужно постепенно, чтобы не превысить допустимый объем и избежать выплескивания его из резервуара. Долив масло, установите на место опорный диск.

Полезно знать: установлено, проигрыватель будет звучать лучше, если для подшипников использовать масло повышенной вязкости. В проигрывателях малой мощности, применение более вязкого масла, может стать причиной пониженной передачи вращения. Часто, фирмы-производители проигрывателей, выпускают оригинальные вязкие масла для своих изделий.

Виды приводных ремней

Нет единого стандарта, которым определяется, каким должен быть приводной ремень. Каждый вид имеет свои особенности ухода: посыпка тальком, обеспечение скользкости. Текстура материала тоже может отличаться. Каждый производитель определяет правила ухода и эксплуатации ремней, которые будут обеспечивать качественное сцепление. Если при включении проигрывателя заметно скольжение, а остановка происходит очень медленно – это свидетельствует о наличии на приводном ремне слоя из талька. Такое покрытие со временем стирается, и ремень становится абсолютно гладким. Для замены нужно подбирать идентичный оригинальный ремень той же марки.

Правильную работу опорного диска гарантирует корректно надетый ремень. Иногда подбор верного положения ремня занимает немало времени. Для моделей проигрывателей с пружинными или подвешенными шасси, при установке и/или настройке ремня, нужно устанавливать весь комплект для воспроизведения пластинки: опорный диск, мат, сама грампластинка и прижимное устройство. Опорные диски, состоящие из парных деталей с разным диаметром, собираются так: верхнее кольцо переворачивается и укладывается на нижнее. Остальные компоненты укладываются сверху. Теперь подвес нагружен, и удобно наблюдать за ремнем и шкивом.

Механизм подвески

Проигрыватель с жестким корпусом позволяет отрегулировать только его стойку. Для защиты места установки проигрывателя от вибраций, изучите параграфы, где подробно описаны стойки и опоры. В разных моделях строение подвеса всегда отличается, поэтому при регулировке – четко соблюдайте советы производителя. Если нет уверенности в своих силах – лучше обратиться к специалисту. Тонкие нюансы настройки сделают звучание более качественным, но для приобретения таких навыков потребуется немалый опыт работы в этой сфере.

Для настройки пружин подвеса шасси нужен доступ к нижней части проигрывателя. Его поднимают и устанавливают на 4 надежные опоры. Стандартный набор для воспроизведения должен находиться на проигрывателе. Это нужно, чтобы регулировка проводилась при стандартном весе устройства и положении шасси.

Система подвеса регулируется с помощью оборотов пружины или специального винта на ее торце. В процессе нужно контролировать не только высоту, но и горизонтальность. После каждого изменения положения пружины следует выполнить проверку достигнутого результата. Опорный диск при этом – равномерно приподнят над корпусом устройства. Площадка с тонармом – обязательно в горизонтальном положении, и в одной плоскости с корпусом. Для проверки слегка нажмите на центр тяжести подвеса шасси и следите за результатом – равномерные колебания в вертикальной амплитуде до самого затухания свидетельствуют о правильно выполненной настройке. Если появились покачивания в сторону или по кругу, то процесс наладки нужно продолжать. Это правило подходит для конструкций большинства проигрывателей разных производителей.

В отличие от других частей проигрывателя, тонарм не требует слишком большого ухода. Однако время от времени и его необходимо настраивать.

Для начала подтяните крепежные винты. На звукоснимателе типичного поворотного типа также нужно регулярно проверять работу подшипников. Для этого аккуратно возьмите тонарм двумя пальцами за держатель иглы (обычно его называют «шелл») и осторожно попробуйте вращать его. Если вы не чувствуете люфта, немного подвигайте головку тонарма вдоль держащей его трубки. Будьте очень осторожны: эта деталь крайне хрупкая и не любит грубого обращения. В нормальном состоянии тонарм должен двигаться плавно. В противном случае пора вызывать мастера или покупать новый.

Важно! Ни в коем случае не пытайтесь совершать вращательные движения с одноопорными тонармами или тонармами Well-Tempered. Их конструкция не предусматривает подобных действий, и при попытке двигать деталь вы просто выдернете опорную иглу из чашечки.

В тонармах некоторых моделей применяется демпфирование с помощью вязкой жидкости. В этом случае вам нужно будет проверить и, при необходимости, почистить желобок. Попавшие в него пыль или мелкие волокна будут нарушать работу тонарма. Кроме того, жидкость может вытечь, особенно, если проигрыватель долго не использовался. При любой из описанных ситуаций тщательно очистите резервуар и заполните его заново. Лучше всего использовать демпфирующую жидкость, которую рекомендует фирма-изготовитель.

Если у вас стоит система SME или любая другая, имеющая несколько лопастей разной длины, убедитесь, что установлена правильная лопасть. Чем сильнее демпфирование, тем насыщеннее звук и, в то же время, больше износ мелких деталей. При слабом демпфировании звучание, наоборот, станет более открытым, но приобретёт размытость.

Маленький совет для аудиолюбителей: используйте для демпфирования жидкий латекс (отлично подойдут сорта, используемые для косметики высокого качества). Нанести его можно тонкой кистью. Это позволит уменьшить резонансные колебания в трубке тонарма. Вы услышите, что звук станет более мягким, без увеличения жесткости в высокой тональности.

Если у вас нет латекса, его отлично заменит нетвердеющий герметик, например, Blu-Tac. Или же можно использовать термоусадочную трубку.

Регулировка иглы

Принцип работы проигрывателя заключается в том, что при звукозаписи резец рекордера перемещается с определенной скоростью вдоль радиуса записываемого диска. Игла звукоснимателя двигается по оставленной на грампластинке канавке по дуге. Качество звука зависит от того, насколько точно удалось прочесть ту информацию, которую прорезал рекордер. Для этого разницу в направлениях колебаний иглы и записывающего резца нужно свести к минимуму. Причем сделать это необходимо в трех разных плоскостях, чтобы минимизировать диссонанс. Выполнить это с одинаковым качеством в каждой из плоскостей невозможно, так что оптимизация сводится к достижению некоего баланса, уровня колебаний, при котором звук наименее искажен.

Таким образом, произвести отладку от начала до конца техническими способами нереально. Окончательная настройка всегда выполняется на слух. Будьте готовы к дому, что слушать звукозапись для этого придется не один час.

Ситуация осложняется тем, что каждая грампластинка чуть-чуть отличается от других по способу нарезки пластинки. Поэтому не стоит настраивать тонарм по одному диску – используйте для этой цели максимально большое количества пластинок (желательно – разных фирм и годов выпуска). Не гонитесь за идеальным качеством для одной конкретной пластинки, лучше постарайтесь добиться оптимального баланса качественного звука для любых пластинок в принципе.

Для тех, кому необходимо отличное звучание в каждом отдельном случае, можно предложить второй вариант. Он более трудоемкий, но некоторые пользователи пользуются именно им. Воспользуйтесь тонармом с удобной регулировкой VTA. Тогда вы сможете настраивать угол вертикальной коррекции для каждого винилового диска в отдельности.

Плоскости положения иглы


Как уже было сказано, существует 3 плоскости положения иглы. В каждой из них необходима тщательная отладка. Не забывайте, что настраивать нужно положение исключительно звукоснимающей иглы, но не самой головки тонарма.

1.​ Первая плоскость определяется при взгляде сверху вниз. Нужно добиться, чтобы положение иглы в канавке стало, при движении головки по окружности пластинки, равным положению записывающего резца. Разница их траекторий носит название «горизонтальный угол погрешности». Выражаясь техническим языком, он растет при увеличении угловой погрешности горизонтального слежения.

2.​ Вторая плоскость пролегает по линии взгляда на торец головки. Это – так называемое «азимутальное положение иглы». Нужный угол ее наклона составляет ровно 90 градусов. В случае даже минимального наклона она будет считывать информацию от одной стенки канавки больше, чем от другой. Таким образом, сигнал от одного канала будет мощнее. Эта проблема характеризуется как «угол перекоса иглы» - то есть отклонение ее от симметрии.

3.​ Последнюю плоскость вы увидите, если будете смотреть на головку звукоснимателя сбоку. Здесь необходимо добиваться расположения иглы в канавке под правильным углом: он должен быть равен углу, под каким сидел записывающий резец. Чем сильнее отклонение вертикальных углов записи и воспроизведения, тем больше угол вертикальной погрешности VTA. Он рассчитывается как угол захода иглы SPA.

Калибровка этой плоскости также производится исключительно на слух. Здесь нельзя визуально подобрать нужный вектор наклона. Дело в том, что VTA может меняться от диска к диску в зависимости от его толщины.

После окончания настройки не забудьте убедиться, что расстояние между шпинделем диска и центром поворотной ножки тонарма равно указанному в руководстве пользователя. У каждого производителя оно свое ( как правило, определить его можно по отверстиям в верхней части тонарма, оно определяется как установочная база и обозначается литерой «L»). Если такая проверка не была проведена, диапазон горизонтального угла погрешности может увеличиться.

Готовим инструменты

Для оптимальной настройки вам стоит заранее запастись несколькими нехитрыми «приспособлениями». Это будут:

​ Весы для измерения прижимной силы;

​ яркая лампа (лучше брать ту, луч которой можно легко сфокусировать на нужной точке);

​ шаблон, с помощью которого вы измерите угловую погрешность;

​ отвертка. Не нужно брать «часовые» модели, у них слишком маленький для вашей задачи диаметр рукояти. Оптимальный вариант – ¾-дюймовки (то есть с диаметром минимум 19 мм);

​ увеличительное стекло;

​ плоскогубцы (выбирайте инструмент с тонкими концами);

​ и, наконец, какая-нибудь старенькая грампластинка, которую вам будет не жалко выбросить в случае чего.

Самые большие проблемы у вас возникнут с выбором шаблона угловой погрешности. Обычно производитель поставляет его вместе с тонармом, но точность такого «приложения» не выдерживает никаких критериев. Первый признак несоответствия – неплотная его посадка на шпинделе. Гораздо выгоднее заранее купить шаблон высокого качества.

Тщательно просмотрите в тонарме все проводки, убедитесь, что их пайки и контактные наконечники находятся в рабочем состоянии. Контакты, расположенные между наконечниками проводков и штырьками головки, нужно почистить. Для этого аккуратно разъедините их плоскогубцами и после чистки наденьте вновь. Будьте очень осторожны: не порвите проводки. В месте соединения с наконечником они очень тонкие, пайку легко нарушить.

Проверьте, из какого материала выполнены винты, которыми крепится головка звукоснимателя. Идеальный вариант – латунь, нержавеющая сталь или алюминий. Пластмасса здесь не годится – винты должны быть закручены очень плотно, а полимерные материалы слишком хрупкие и быстро приходят в негодность. Однако даже детали из металла нужно на всякий случай осмотреть отдельно. Бывают случаи, когда резьба на них повреждена: такие винты нужно заменить.

Желательно рассмотреть еще и форму винтов. Самыми удобными считаются те, головка которых выполнена в форме шестигранника. (Дело в том, что наилучшее затягивание обеспечивают именно шестигранные ключи).

Порядок работы


Для начала вставьте головку звукоснимателя в паз на плоской площадке тонарма (в шелл). Если он не вмонтирован в тонарм, установите его на место. По возможности, наденьте на иглу защитную крышку, чтобы не повредить звукосниматель.

Теперь заверните крепежные винты (не слишком плотно, только чтобы головка не выпала, но легко двигалась при необходимости). Лучше сделать это пальцами, а не отверткой.

Далее необходимо застопорить опорный диск проигрывателя. Чем надежней вы это сделаете, тем точнее будет настройка. Первый же поворот – и все ваши измерения погрешностей станут неточными. Для надежности можно приклеить диск изоляционной лентой или скотчем к корпусу. Главное, убедитесь, что при фиксации не изменилось его горизонтальное положение или высота.

Когда все приготовления выполнены, можно начать регулировать прижимную силу. Для подбора нужного показателя тонарм нужно сбалансировать относительно центра тяжести, массы короткой части с головкой и массы длинной части с противовесом. В этом вам помогут весы или, если их нет, противовес, на который нанесена маркировка прижимной силы.

1.​ Если есть весы. Измерьте давление головки тонарма и установите рекомендованную производителем прижимную силу. Этот показатель есть в инструкции пользователя.

2.​ Если весов нет. В этом случае придется потратить немного времени и внимания. Взгляните на противовес: на него нанесена маркировка указывающая уровень прижимной силы. Отключите антискейтинг (механизм, компенсирующий скатывающую силу) и сдвиньте противовес таким образом, чтобы тонарм был строго сбалансированным и находился в горизонтальном положении. Теперь можно поставить шкалу противовеса на насечку «0» - это завершит балансировку по массе. После чего зафиксируйте тонарм в его опоре и начинайте медленно вращать градуированный противовес. Выставьте то значение прижимной силы, которое указано в руководстве к вашему тонарму.

Не волнуйтесь из-за возможной неточности настройки. Окончательная отладка всё равно будет проводиться на слух.

Важно! Точную балансировку по массе можно провести только со снятой крышкой. Поэтому будьте очень осторожны и не повредите иглу.

Когда прижимная сила была отрегулирована, можно приступать к устранению перекоса иглы по отношению к стенкам канавки.

Не забудьте, что все действия нужно выполнять строго в указанной последовательности, поскольку от каждого шага зависят все последующие действия. И при любом отклонении выполнение правильной установки станет невозможным.

Регулировка горизонтального угла погрешности

Чтобы произвести данную операцию, необходимо придерживаться инструкции по эксплуатации от производителя и рекомендаций, которые прилагаются в шаблоне для регулировки. По этим шаблонам можно оптимизировать ход иглы различными способами. Удостоверьтесь в том, что грани звукоснимателя расположены параллельно. В противном случае при повороте его корпуса для того, чтобы попасть на нужную отметку шаблона, вы произведете ошибочную установку иглы.

Регулировка согласно шаблону должна показывать минимальную погрешность. Только после этого можно аккуратно затянуть винты крепления звукоснимателя. Теперь плотно прижмите друг к другу шелл и звукосниматель, поверните каждый винт крепления на один оборот. Убедитесь, что детали не сдвинулись с места, и затяните крепление до конца. Ни в коем случае не затягивайте вначале один винт до конца, а затем последовательно остальные. Это неизбежно приведет к перекосу и нарушению юстировки угла горизонтальной погрешности. Даже если вы убеждены, что выполнили процедуру верно и аккуратно, после того, как винты затянуты, стоит повторно проверить угол погрешности, используя шаблон.

Азимут головки

Азимут – это угол перекоса головки. Ранее его выставляли с помощью зеркала. Но эта методика применима далеко не ко всем звукоснимателям. Если у вас звукосниматель с подвижной катушкой, собранный вручную, вам этот способ не подходит. Игла может отклоняться на несколько градусов относительно перпендикуляра, который восстановлен в верхней части звукоснимателя.

Примечание: в звукоснимателях нашего производства ручной сборки соблюдаются стандарты высокой точности. Погрешность перекоса иглы всегда составляет менее 1 градуса.

Выставить азимут можно двумя способами. Первый – проводить регулировку, ориентируясь на собственное звуковое восприятие. Следует очень медленно поворачивать звукосниматель в разных направлениях, стараясь уловить малейшие изменения в качестве звука, и зафиксировать его именно в том положении, когда, на ваш слух, будет достигнуто наиболее полное, чистое и глубокое звучание.

В чем главный недостаток такого метода: едва ли вы обладаете достаточным опытом в музыкальных прослушиваниях такого рода, чтобы определить оптимальную позицию, вас могут сбить многочисленные изменения. Потому вооружитесь терпением и будьте максимально аккуратны и неторопливы.

Второй способ абсолютно надежен. Используется вольтметр и тестовая пластинка. Вам нужно выставить угол перекоса так, чтобы на частоте 100 Гц перекрестные помехи были одинаковы для двух каналов.

Угол вертикальной коррекции звукоснимателя


Некоторые тонармы предполагают наличие особого устройства, с помощью которого можно регулировать вертикальный угол воспроизведения VTA. Если в вашем случае такое не предусмотрено, регулировка высоты тонарма доставит некоторые хлопоты. Особенно сложно сделать корректную установку, если ножка тонарма фиксируется в нужном положении только установочным винтом. Вам понадобится вначале отпустить установочный винт. Делать это нужно очень осторожно, так как обычно ножка сразу же уходит вниз, в установочное отверстие. При этом вы уже не сможете точно определить изначальную высоту, на которой была закреплена ножка, и от которой вам следовало идти вверх или вниз.

Чтобы избежать этого, необходимо между ножкой и установочным отверстием разместить произвольный фиксатор, например, из кусочков картона. Тогда ножка не провалится, когда вы ослабите винт. Можно также подставить опору подходящего размера снизу корпуса, под отверстием. Не забудьте детально изучить руководство по изменению высоты.

Целесообразно проводить постепенную регулировку высоты, включив музыку и ориентируясь на качество звука. Грубое, резкое звучание, с неглубокими, незвучными басами, с неприятным звучанием на средних частотах и явным акцентом высоких частот говорит о том, что нужно сделать высоту тонарма ниже. Другой причиной этого может быть слишком слабая прижимная сила. Если детали сигналов низкого уровня между музыкальными нотами перекрываются искажениями, динамический диапазон будет сужен. Атака звука будет слишком насыщенной и агрессивной. Если же звук глухой, высокие частоты слабо различимы, атака не выражена, высоту тонарма следует поднять. Качество звука может изменяться аналогично при перемене прижимной силы. Если она недостаточна, звук получится режущим, если чрезмерная – звучание будет тяжелым и смазанным. Чтобы точно описать принципиальное различие влияния прижимной силы и тонарма на качество звука, необходимо использовать специальные термины и понятия, которые понятны только профессионалам.

Вначале тонарм устанавливается на глаз параллельно плоскости виниловой пластинки, и тут же опускается немного ниже. Прислушайтесь к звуковым нюансам и понемногу начинайте поднимать тонарм, пока снова не достигнете уровня поверхности пластинки, а затем головка звукоснимателя не начнет наклоняться вниз. Старайтесь замечать особенности звучания в каждой позиции, чтобы знать, на какую высоту вернуться, чтобы выбрать лучший вариант. Диапазон регулировки может варьироваться до 19 мм и более, пусть вас это не смущает.

Для сравнения и личного опыта испытайте звучание в самой нижней и в самой верхней точках диапазона – эксперимент может дать хорошие результаты.

Компенсация скатывающей силы (антискейтинг)


Эта функция регулировки предусмотрена только для повортных тонармов. В процессе воспроизведения музыки тонарм подвергается действию скатывающей силы – одной из составляющих силы тяги, которая по касательной направлена к канавке. Эта сила, направленная к центру пластинки, усиливает давление на внутреннюю поверхность канавки и, соответственно, уменьшает его на наружную. Поэтому звук искажается как по причине неточного следования по канавке, так и из-за перекоса иглодержателя по отношению к системе генерации звукоснимателя.

Чтобы отрегулировать компенсирующую силу, переместите иголку максимально близко к центру пластинки, возле ее этикетки. Здесь канавки находятся на максимальном удалении друг от друга. Теперь повышайте компенсацию скатывающей силы, пока тонарм не начнет двигаться в обратном направлении, к краю пластинки. Когда нужно остановиться, ориентируйтесь на слух, прослушивая музыку. Если вам кажется, что звуковая картина смещается от центра, или вы считаете, что позиция зафиксирована недостаточно надежно, поработайте еще с антискейтингом. Обратите внимание на то, каким образом иголка заходит в канавку. Если есть смещения вправо или влево по отношению к перпендикуляру пластинки, это показатель того, что антискейтинг слишком велик или, наоборот, недостаточен.

Тонкая настройка

На данный момент у вас должны быть выполнены три основные настройки: прижимной силы, вертикального угла VTA и азимута. Пока что это лишь приблизительный, «рабочий» вариант. Теперь нужно оптимизировать эти настройки для идеального звучания, выполнив их «тонкую» регулировку. Отрегулировать обязательно нужно все три, так как изменения каждой после оптимизации могут быть похожими. Достичь баланса можно лишь путем экспериментирования, последовательно переходя от одной настройки к другой и выбирая наилучшее сочетание. Особое внимание уделяйте звучанию голоса певицы – вы должны получить максимум осязаемости вокальных данных и образа исполнительницы при прослушивании.

Начинайте работу с прижимной силы – понемногу отклоняйтесь от рекомендованной для звукоснимателя величины. Ваша цель – найти идеальную позицию генерирующей системы внутри головки звукоснимателя. Если прижимная сила будет слишком велика, произойдет прогиб звукоснимателя, что в свою очередь приведет к смещению катушки или магнита из линейного положения. Изменения определяются в сотых долях грамма и меньше, рекомендованный шаг изменений для вас – плюс-минус 0,2 грамма от величины, указанной производителем.

Пусть вас не тревожит, что пластинка может испортиться при слишком большой прижимной силе. В реальности повреждения пластинок вызваны фальшивым следованием иглы в канавке при воспроизведении звука на средних и высоких частотах в том случае, если прижимная сила недостаточна – но не потому, что она слишком большая. 0,2 грамма – не такие уж глобальные изменения, чтобы как-то повлиять на целостность пластинки. Лучше позаботьтесь о <

Возврат к списку