СПб, Загородный проспект, 9
ekvator@5-uglov.ru
0 товаров / 0 руб

Оформить заказ

Как выбрать домашний кинотеатр? Принципы и порядок подбора элементов

Начинать строить систему можно с любого звена. Если средств достаточно, то целесообразно подключить, послушать и купить сразу всё в конкретном салоне. Можно послушать что-то в магазине, а купить по Интернету — возможно найдете дешевле. Но чаще эта «овчинка» не стоит выделки.

Во-первых, если Вы общаетесь с реальным магазином, то всегда можете проконсультироваться у них, если что-то не получается настроить своими силами. (В интернет-магазинах в основном Вы имеете дело с диспетчером или, в лучшем случае, с человеком, который может оперировать прайсами и характеристиками, но никак не с тем, кто вживую общается с техникой и знает ее нюансы).

Во-вторых, если Вы сами не хотите или не можете настроить правильно систему – Вы всегда можете положиться на специалистов салона, которые знакомы со своим продуктом на практике.

В-третьих, если у Вас действительно есть желание получить от Вашей системы 100 процентный результат, в этом случае специалисты салона при инсталляции уже будут детально рассматривать и настраивать технику под Ваше помещение методом наилучшего размещения компонентов, экспериментами с кабелями, прогревом-размагничиванием системы плюс еще многими «шаманскими» штучками.

В-четвертых, если у Вас что-то выйдет из строя, (бывает и такое, техника есть техника), Вы всегда можете обратиться в реальный магазин и без проблем решить этот вопрос, чем искать иголку во всемирной паутине.

Резюме: можно сэкономить и получить массу хлопот (не 100% конечно факт), а можно просто наслаждаться результатом, не задумываясь о «пуско-наладочном» процессе!

Итак, если Вы уже отдали предпочтение одному из мест приобретения Вашей будущей системы, то теперь главное для Вас — определиться с тем или иным классом техники и качеством компонентов системы. Ведь система — это прежде всего качество звука. Значит, приоритеты далее располагаются так:

XLR разъемы на панели аппарата даны не для красоты. Они означают дорогую симметричную схему у проигрывателей CD и усилителей класса Hi-End. Это полностью «независимая» и идентичная схема по каждому из каналов. Сигнал в этом случае проходит через схему раздельно и по каналам, и по «полярности» (отдельно «плюс» и отдельно «минус»). Это способствует формированию абсолютно точного звукового образа и реалистичной звуковой сцены, проявляет массу важных нюансов. Если вы решились на траты и высокий класс, то колонки должны иметь тоже пару разъёмов. Тогда вы вольны подключить их к усилителю мощности в би-вайринге или в би-ампинге — это может дать хорошие результаты. Пусть термины не пугают новичка: схемы детально проиллюстрированы в паспортах ресиверов и усилителей (обладающих возможностью такого подключения). В первом случае каждая пара колоночных контактов подключается к одному и тому же усилителю мощности, во втором — к двум идентичным усилителям. Этот же принцип раздельного усиления динамиков успешно воплощён в активных колонках.

Принцип раздельного усиления динамиков даёт неожиданно хорошие результаты

Деление функциональных элементов на отдельно приобретаемые блоки. То есть: вместо проигрывателя — транспорт (механизм плюс датчик CD) и блок ЦАПа. Вместо полного «интегрального» усилителя — предварительный и мощный усилители, и т. д. Также можно найти и купить блоки питания для каждого аппарата, стабилизатор напряжения для всей системы, блок эквалайзера. Понятно, что интегрированные блоки дешевле, и система, собранная только из проигрывателя, усилителя и колонок обойдётся в меньшую сумму.

Головка для винила типов ММ или МС с соответствующим фонокорректором. Для МС часто приобретается сочетание из «повышающего» (уровень громкости) трансформатора + «обычный» фонокорректор для ММ.

Пассик или прямой привод, съёмный или встроенный тонарм на виниле. Хорошие пассиковые проигрыватели очень дороги, «бытовой» прямой привод выпускается всё реже. У того и другого есть свои «за» и «против», о чём вы могли уже читать в специальных статьях.

Важно также учитывать мощность и сопротивление усилителя и колонок. 20-ваттный (на канал) усилитель будет играть слишком тихо для больших 200-ваттных колонок и приемлемо для 100-ваттников. Мощность указывается на конкретное сопротивление, и если это 8 Ом, то значит, аппарат на треть мощнее по 4 Омам. Чем ближе мощность усилителя и колонок, тем лучше, но это непринципиально для «полочников» (у них слишком много других ограничений). Выбирая напольные колонки , можно обратить внимание на их чувствительность — этот параметр почти всегда проставлен. Если чувствительность ниже 85 дБ, то ждите «жёсткого», немилосердного звука, особенно от маломощного усилителя.

Стереосистема, собранная из блоков, лучше музыкальных центров. Это может быть откровением для многих новичков, которые считают флеш-плеер «нормальным аудио», а музыкальный центр — хай-эндом. Можно привести более предметные признаки Hi-Fi и Hi-End. Такие системы отличаются высоким потреблением тока (примерно 1000 вольт-ампер), колонками с большой поверхностью излучения (басовики 8" — 12") и соответственно — способностью чисто озвучить любой (моно или стерео) внешний аудиоисточник. После установки такая система может регулироваться по чувствительности входа, по громкости и балансу двух каналов, а также по частотам опционного эквалайзера, реже — по реверберации. В последнем случае прибегают к микрофонам, анализатору спектра студийного класса либо к цифровому динамическому экспандеру Perpetual Technology (который всё «понимает» и настраивает за хозяина). Существуют и полностью цифровые аудиосистемы, способные выполнять настройки тоже самостоятельно и не менее точно: например.

Чувствительность колонок. Измеряется в децибелах и говорит о степени реакции динамиков на поступивший сигнал, а практически — о характере звука. Около или выше 90 дБ — «громкая», «податливая», инерционно ведущая себя колонка, которой для «раскачки» (разборчивого звука) достаточно усилителя малой мощности. Порядка 83 — 85 дБ — «жёсткая» колонка, как правило — без отверстия воздуховода в корпусе, звучащая разборчивее, динамичнее и отчётливее первой, но только на сравнительно более громком сигнале от маломощного усилителя, или же на малом сигнале от усилителя помощнее.

Сопротивление (импеданс) колонок измеряется в Омах. Чаще встречается акустика с сопротивлением 4, 6 и 8 Ом. В большинстве подключений по стандартной рекомендуемой схеме этот параметр значения не имеет. Служит для общей информации пользователя.

Мощность. Измеряется в ваттах и увязывается со способностью колонки озвучивать слышимую полосу частот на разумном уровне громкости и в зависимости от сопротивления нагрузки: 4, 6 или 8 Ом. Существует несколько стандартов мощности. Наиболее «честная» называется долгосрочной или синусоидальной (по форме звуковой волны), сокращенно RMS. Она отражает способность колонки работать с такой нагрузкой не менее суток.

Мощность колонок соотносима с усилителем мощности и отражает способность реализовать полнокровный звук на заданной площади для заявленного диапазона частот, например — от 20 до 20 000 Гц. Полочные колонки при прочих равных условиях должны быть мощнее напольных. В комнате 20 кв. м для адекватного звучания на разумной громкости современной напольной акустике достаточно располагать максимальной мощностью в 100 Вт, а «винтажной» — 50 Вт. Для одновременной «доставки» высоких, низких и средних частот в любую точку помещения в полном объёме колонки делают менее направленными, более ровно рассеивающими звук.

Электрические фильтры. В колонках с разными динамиками применяются электрические фильтры. Они занимаются упорядочением и разделением поступающего от усилителя сигнала для его пропуска на конкретный динамик. Фильтры чаще всего находятся внутри колонки, непосредственно у входных клемм. Они распознаются по крутизне отсечения «лишнего» сигнала, что в технических характеристиках выражается в количестве децибел на октаву (дБ/окт.). Чем больше это число, тем сложнее и «круче» фильтр и выше его «порядок». Самыми эффективными являются фильтры высшего (4 и 5) порядка (до 25 дБ/окт.).

Действие фильтров и работу динамиков можно оценить по амплитудно-частотной характеристике (АЧХ). Если говорит просто, АЧХ — это диапазон звука от баса до писка, выраженный в неких физических величинах — Герцах (Гц). АЧХ снимают при разном сопротивлении нагрузки, на разном музыкальном материале. Это позволяет лучше оценить поведение колонки, вывести график средней кривой. Средняя кривая на графике позволяет представить себе звук колонки. Вертикальная ось — амплитуда в децибелах или громкость частот. Горизонтальная ось — сами звуковые частоты в Герцах. Горб на графике означает более громкое звучание данной частоты, провал — тихий звук. Чем ровнее, прямее линия, тем точнее передаёт колонка звуки разного тона: самые «громкие» частоты не заглушают самые «тихие».

Конструкция. При разработке домашних колонок конструкторы стараются учесть физические свойства комнаты, «переотражающей» звук. Из приложенного рисунка видно, что звуковая волна от колонки не только идёт на ухо, но ещё и ударяется о предметы и стены комнаты, рикошетя в разные стороны и так до полного затухания. Эти биения тоже достигают наших ушей и регистрируются как отзвуки. Без них музыка мертвеет. Но когда их много или они неуместны — музыка теряет разборчивость. Переотражения — бич, притом непредсказуемый (как и каждая комната прослушивания). Вот почему студийные колонки не совсем подходят для домашнего использования — они конструируются без учета биений волны.

Фазоинверторная (с дыркой-воздуховодом) колонка лучше отрабатывает гармоники (отзвуки, периферию главной партии на определенных частотах) и сообщает звуку «дыхание», но жертвует точностью, чёткостью и «очерченностью» образа. Фазоинвертор — такой же «вторичный излучатель», как и пассивный радиатор (динамик, никуда не подключенный), встречающийся в закрытом типе колонки для той же цели.

Планары (плоские излучатели в каркасе без корпуса) действуют отлично от традиционных динамиков. Здесь вибрирует мембрана, на которую поступает разряд из усилителя. Менее распространён и востребован планар изодинамического типа, который похож на обычную колонку. Его более массовая версия — плоский излучатель NXT, наречённый в честь разработчика и ныне благополучно вошедший во многие недорогие колонки. NXT — это практически любая поверхность, способная резонировать и создавать некий звук под воздействием слабого разряда с клемм усилителя. Куда более интересен и масштабен звук электростатического планара, где разряд как бы усиливается благодаря питанию такой «колонки» от сети. Электростаты — целая веха в истории Hi-End аудио. Непомерно дорогие электростаты ESL британской фирмы Quad в 80-х годах были выпущены под недорогой отечественной маркой «Корвет» — то и другое сегодня искомый раритет с ошеломляюще непривычным «звуком повсюду».

«Прибамбасы». Колонки с парой-тройкой клемм на задней панели удобны для индивидуального усиления каждой из «полос» (динамиков). Это улучшает отдачу. Но единственная пара клемм часто означает более качественный (навороченный) фильтр внутри, что ещё предпочтительнее. То же относится к регуляторам уровней ВЧ/СЧ. Шипы, дорогой гриль (передняя съёмная панель) и шпон, деревянный массив корпуса, панель уступами, угольное напыление на диффузоры, деление на секции изнутри или снаружи, демпфирующий материал и прочая экстраординарность — всё в плюс колонкам.

Итак, смотрите, слушайте, выбирайте – дело за Вами! Со своей стороны можем Вам только пожелать удачного результата!