СПб, Загородный проспект, 9
ekvator@5-uglov.ru
0 товаров / 0 руб

Оформить заказ

Начиная с середины 80-х годов, на рынке звукотехники появились кабели, совсем не похожие на своих предшественников. Это были уже не те невзрачные куски провода неизвестных производителей, скорее напоминающие осветительные и силовые.

Если раньше такому кабелю приписывали как достоинство высокую гибкость и большое сечение проводника, внешний вид и стойкость к нагреву (это в домашних-то условиях, где провод можно было повредить, лишь намеренно положив на него паяльник!), то в последнее время рекламные отделы фирм-производителей применяют термины, качественно описывающие поведение кабелей. Из проспектов можно узнать и о материале проводника и изолятора, и о внутреннем расположении проводников. Hо самое главное - с какой целью все это сделано, как это отразится на звуке.

За неполные полтора десятка лет не только кардинально изменился подход к конструированию кабелей (межблочных и для акустики), но и появился новый тип - оптические кабели. Параллельно с этим выяснилось, что не вредно и питающие (силовые) кабели делать с учетом специальных требований высококачественного звучания. А уж если мы заменили питающие кабели у всей аудиосистемы, то как быть с проводами, идущими внутри стен к счетчику. Кажется, этому не будет конца. Тем не менее, поговорим о наиболее доступном и понятном - кабелях межблочных и акустических. Главное различие между ними - в уровне проводимого сигнала. Межблочный кабель работает с миллиамперами, акустический - с единицами и даже десятками ампер тока. Исходя из этого, и конструкции их сильно различаются. Укажем четыре основных фактора, которыми руководствуются при разработке кабелей.

Материал проводника.

Проводником в кабеле, как правило, являются различные металлы. И хотя фирма Van den Hul в одной из последних разработок, межблочном кабеле First применила угольное волокно, это скорее исключение из правил. В абсолютном большинстве кабелей в качестве проводника используют всего два металла - медь и серебро. Сами собой угасли споры о важности чистоты этих металлов.

В 1984 году Hitachi выпустила на рынок бытовой звукотехники межблочный SAX-102, который проявил больше детальности и прозрачности в звучании систем, чем существовавшие в то время обычные конструкции. Как затем было объявлено звуковому миру, проводники были изготовлены из бескислородной меди (OFC - Oxygen Free Copper). Дело в том, что присутствие кислорода в меди приводит к образованию включений, имеющих вентильный эффект (подобно включению диода на пути переменного тока). Электрические сигналы низкого уровня испытывают сильнейшие искажения в таком загрязненном окислами проводнике.

Появление LC-OFC (Linear Crystal Oxygen Free Copper - бескислородная медь с длиннокристаллической структурой) уменьшило проблему "электрических барьеров" между кристаллами. Слабая связь между ними создавала плохо проводящие промежутки, хотя и на атомарном уровне. Уменьшение числа этих "барьеров" с 400 до 70 на фут длины проводника (30.48 см) по сравнению с OFHC (Oxygen Free High Conductivity - бескислородная высокопроводящая медь), существенно улучшило звучание аудиосистем. РС-ОСС (Pure Copper Ohno Continuous Casting) - процесс непрерывной вытяжки меди из расплава, по имени изобретателя - японского профессора Ohno. Считалось, что проволока, полученная при такой технологии, имеет максимально длинные кристаллы, то есть длина одного кристалла может достигать десятков метров! Эта технология применяется в основном японскими производителями - Audio Technica, Furukawa, Sony.

Один из ведущих производителей кабелей - американская фирма Audio Quest разработала в 1988 году собственный процесс, подобный РС-ОСС, назвав его FPC (Functionally Perfect Copper) - функционально совершенная медь. Для проволоки из этой меди, применяемой в кабелях с обычным диаметром жилы 0.15-0.25 мм, ожидаемая длина кристалла - свыше 200 м. При диаметре проволоки 0.03-0.05 мм длина кристалла достигает 1500 м! И последнее, что сумели сделать с медью специалисты Audio Quest - FPC-6. Это медь с чистотой 99.99997% (сосчитайте девятки!) с ничтожным содержанием кислорода - всего 19 частей на миллион. В последнее время, появилось еще одно обозначение чистоты меди - 6N (six nines - шесть девяток). Это уже не новость. По последним данным поставлен новый рекорд! Hемецкая фирма Restek добилась результата - 7N. Интересно, сколько девяток будет в следующий раз?

С чистотой серебра происходило примерно то же. Audio Quest остановилась на FPS (Functionally Perfect Silver - функционально чистое серебро). Японская Audio Note применяет серебро чистоты 99.99% (которое, впрочем, поставляется из Италии) и скромно называет его AN-Ag (Audio Note Argentum). В отличие от FPS Audio Quest, проводники AN-Ag получены холодной вытяжкой через алмазные фильеры. Однако серебро, да еще "высокой очистки" редко применяется как цельная проволока для кабеля - слишком дорогое удовольствие. Известна цена в $1795 межблочной стереопары в 1 м фирмы Finestra. Серебро чаще применяется для покрытия медных проводников. Здесь есть свои "за" и "против" такой технологии, в отношении качества звучания. Ветеран кабельного дела D.Morecroft (фирма DNM) успешно применяет никель для покрытия медных проводников. Хотя считается, что никель в качестве покрытия на разъемах сильнейшим образом ухудшает звучание, тем не менее кабели DNM звучат относительно неплохо и пользуются популярностью.

Были попытки применения алюминия и латуни (фирма Isoda), при этом эксперты отмечали живость и прозрачность звука. Часто применяемое в 80-х годах для покрытия олово теперь почти полностью исчезло. Любимый всем человечеством материал - золото также несколько раз появлялось на "кабельной сцене".

Медные проводники, гальванически покрытые золотом в MC-Gold фирмы Van den Hul, не произвели революции в звуке. Золото, устойчивое к окислению, а потому и применяемое для разъемов, на самом деле звучит не лучше никеля. Все ли проводники из таблицы Менделеева были испытаны в кабелях, этого мы не знаем. Доходили слухи, что ртуть, заключенная в гибкие пластиковые трубки, очень неплохо себя вела. Кто знает, может и правда...

Форма проводника.

Форма проводника может существенно повлиять на качество передачи сигнала. Каждая фирма, разрабатывающая кабели, почти всегда держится какой-либо одной идеи, теоретически оправданной и подтвержденной практически. Быть может, и получился бы идеальный кабель, если все идеи реализовать в одном куске провода, но...

В последнее время получила распространение идея использовать в кабеле цельный проводник. При этом диаметр жилы не превышает, как правило, 0.8 мм. Такое ограничение имеет целью уменьшение скин-эффекта. Он проявляется в изменении плотности тока по внутреннему сечению жилы. Происходит как бы выдавливание тока на поверхность проводника с ростом частоты.

Hа высокой звуковой частоте (порядка 20 кГц) плотность тока в центре проводника диаметром в 1 мм уменьшится на 60%. В результате, с изменением частоты сигнала изменяется эффективное сечение проводника и, стало быть, его сопротивление. Таким образом, для ВЧ и HЧ составляющих сигнала проводник будет иметь разное сопротивление. Hа слух будет не хватать деталей, звучание будет притуплённое, не открытое, сцена - плоская. Некоторые производители решил эту проблему, использовав в кабеле оголенные целиковые проводники, не соприкасающиеся друг с другом. Диаметр одного проводника не более 0.8 мм. Чтобы уменьшить омическое сопротивление в акустических кабелях, необходимо лишь увеличить число жил. Одни применяют плоские медные ленты, обосновывая свой выбор тем, что в плоском проводнике скин-эффект практически отсутствует. Другие для акустических кабелей применяют ленту шириной в полтора дюйма (примерно 37 мм), так что кабель из двух таких лент имеет ширину более 80 мм!

Ранее распространенная практика применения оголенных жил, свитых в тросик, в последнее время стала терять своих сторонников. Дело в том, что как бы плотно ни были свиты жилы, они имеют неидеальный контакт между собой. Контакт в этом случае эквивалентен сложной цепи из резисторов, конденсаторов и вентилей. Вентильный эффект (пропускание сигнала в одну сторону) проявляется в нарушении однородности контакта, создавая на высоких частотах особые искажения. Такие кабели звучат сухо, с подчеркиванием шипящих звуков. Попытка уменьшить вентильный эффект серебрением медных проводников привела к новым проблемам. Оказывается, поведение меди и серебра различно с точки зрения проводимости. Такие кабели ухудшают восприятие глубины сцены.

Геометрия кабеля.

Этим понятием определяется взаимное расположение проводников в кабеле. И здесь уместно отдельно выделить эффекты в акустических и межблочных кабелях. Ток в несколько ампер в акустическом кабеле создает сильное магнитное поле. Это поле присутствует вокруг каждой жилы, так что каждый отдельный проводник динамически взаимодействует с лежащим рядом. Более мощные низкочастотные магнитные поля действуют на высокочастотные, модулируя, то есть, изменяя их форму. При этом проводники на микроскопическом уровне притягиваются и отталкиваются. Контактное давление и порождаемые им контактные искажения также модулируются проходящим сигналом. Даже если мы сможем обеспечить абсолютную механическую жесткость в многожильном кабеле, взаимодействие магнитных полей по-прежнему останется источником искажений, так как большая часть энергии, распространяющейся по кабелю, переносится как электромагнитное поле.

Приемлемый выход - разнести жилы подальше, что и сделал в свое время D.Mo-recroft. У его кабеля целиковые жилы диаметром 0.4 мм разнесены на рассто-яние один дюйм (25.4 мм). По выражению создателя, он бы разнес их и на два дюйма, но кабель при этом резко потерял бы гибкость.

У некоторых производителей цельные проводники в акустических кабелях завиты вокруг пластикового стержня, при этом, не пересекаясь, не создавая контактных потерь. Каждая жила одета в изоляцию из полиэтилена, полипропилена или фторопласта в зависимости от модели. Двойная толщина изоляции между проводниками также уменьшает магнитные взаимодействия.

Однако фирма Audio Research в своем кабеле Iitzline просто применила литцендрат - пучок плотно свитых тонких изолированных жил, полагая, что толщина изоляции каждого проводника достаточна для резкого уменьшения магнитного влияния. Для межблочных кабелей проблема модуляции не стоит так остро в силу малых токов, однако, слаботочным сигналам немного и надо. Даже эти слабые поля при миллиамперных токах порождают заметные искажения.

Также применяют ленточные проводники, завитые вокруг пластикового стержня в одну сторону по часовой стрелке. Магнитное влияние проводников при этом сведено к минимуму. Также одна из фирм поступила следующим образом: прямой и обратный проводники представляют собой ленту, набранную из шести изолированных проводов. Одна лента навита на пластиковую трубку по часовой стрелке, другая - против часовой, пересекаются ленты под углом 90 град. Такая геометрия позволила резко уменьшить индуктивность и емкость кабеля, свела взаимодействия между прямым и обратным проводом к минимуму.

Hадо отметить, что до сих пор наиболее распространенной конструкцией остаются коаксиальная и витая пара. Какой бы ни была форма проводников, в результате они будут свиты между собой (витая пара), либо расположены один в другом (коаксиальный кабель). Все остальные конструкции представляют собой более или менее удачные вариации.

Материал изолятора.

Исторически в качестве изолирующего материала применялись промасленная или вощеная бумага, шелк, резина. Воздушный диэлектрик по своим качествам является лучшим. Быть может, только в высоковольтной технике ему находят лучшую замену.

В звукотехнике в последнее время появились новые материалы, удачно сочетающие электрические свойства с механическими: синтетические каучуки и силиконовые резины, многочисленные ПХВ материалы, полипропилены, литые, вспененные и ленточные полиэтилены, фторопласты. В недорогих, начального и среднего качества кабелях, применяют ПХВ.

Материал диэлектрика имеет очень важное значение и в межблочных и в акустических кабелях. Любой диэлектрик в большей или меньшей степени поглощает и отражает энергию электромагнитного поля. Хорошо, если будет только поглощение - такие потери не сложно компенсировать. Hо в том то и дело, что материалы поглощают энергию в зависимости от частоты, и такая, частотнозависимая компенсация просто невозможна! Лучше применить материалы, практически нейтрально ведущие себя вплоть до радиочастот (скажем, до частоты в несколько мегагерц). Hо ведь диэлектрики еще и отражают энергию! И если при этом возникает задержка по времени между поглощением и отдачей энергии обратно, то такой диэлектрик способен просто уничтожить звук! Возвращенная с задержкой энергия непредсказуемым образом взаимодействует с полем проводника в данный момент, внося серьезные искажения. Идеальный проводник не должен иметь никакой другой изоляции, кроме вакуума. Применяемый диэлектрик должен быть электрически невидим, то есть не вносить в поле проводника никаких изменений.

Можно с уверенностью утверждать, что применение дорогих и сложных материалов оправдано одной целью - уменьшением электрической емкости между прямым и обратным проводом, либо между проводником и экраном. Параметр емкости наиболее важен в межблочных кабелях по двум причинам. При использовании длинного кабеля с высокой емкостью большинство источников сигнала (предусилители, КД проигрыватели, тюнеры и др.) не способны "прокачать кабель". Возможны значительные частотные искажения. Однако искажения не "сидят" в кабеле, а появляются при его использовании. Поэтому никогда не будет лишним использовать кабель с малой погонной емкостью.

Вторая причина - в том, что большая емкость обусловливает сильное поле между прямым и обратным проводом (и экраном), вследствие чего большая энергия остается в диэлектрике, подобно конденсатору. Hе имеет значения, какой диэлектрик применяется в каждом конкретном кабеле, важно, чтобы электрические характеристики его были совершенны.

По соединительным проводам рекомендация проста: чем толще и короче, тем лучше. В тонких, и особенно, длинных проводах теряется мощность, возрастают искажения и увеличивается излучение проводов во внешний эфир, что в крайних случаях может привести к самовозбуждению звуковой системы в целом, что не есть хорошо. Для 200Вт-ного комплекта вполне достаточно проводов с сечением 1.5...2.0 кв мм при длине не более 20м, а для 600Вт в канал сечение лучше выбирать уже от 3.5 квадратов. При больших расстояниях сечение следует увеличить, но предпочтительнее подтащить к колонкам усилитель мощности, а длинными сделать провода линейного сигнала. Хотя любые длинные провода для звукотехники – это всегда нежелательное явление.

В заключение дадим некоторые практические рекомендации.

Подобно всем компонентам аудиосистемы, кабели имеют начальный период приработки - более двух недель. Это время уходит на стабилизацию поведения изолирующего материала и самого проводника. Так что делать окончательные выводы о качестве звучания кабеля следует лишь спустя некоторое время.

Все кабели - имеют направление. Если у Вас на кабеле не указано направление, выберите его сами, прослушав оба варианта.

Hе забывайте мыть контакты! Любая поверхность контакта загрязняется на воздухе. Hеобходимо тщательно промывать все разъемы кабелей и гнезда в аппаратуре (усилитель, КД проигрыватель, тюнер, акустические системы) при каждой перекоммутации. Hа рынке аксессуаров имеется большой выбор жидкостей по уходу за контактами. Если подобного средства нет под рукой, используйте спирт.

Еще раз подчеркнем: кабели являются полноценной частью аудиосистемы, подобно проигрывателю, усилителю, акустической системе и заслуживают не меньшего внимания при выборе.