СПб, Загородный проспект, 9
ekvator@5-uglov.ru
0 товаров / 0 руб

Оформить заказ

Домашний кинотеатр. Как выбрать? (Акустика помещений и расположение элементов домашнего кинотеатра)



Вы можете приобрести самую дорогую в мире систему, но, если вы расположите ее в небольшой кубической комнате - стоимость уже не будет иметь значения. Определение правильного места для Ваших АС - единственный наиболее важный фактор в получении хорошего звука в Вашей комнате.



Изменить акустические свойства помещения сложно, однако их можно заставить работать не во вред, а на пользу домашнему кинотеатру. Звуколюбы уже давно спорят о том, какой формы комната имеет идеальную акустику. По всем расчетам, она должна быть большой и представлять собой параллелепипед с разными длиной, шириной и высотой. И чем больше эта разница, тем лучше. Если же, например, ширина и высота комнаты одинаковы, в ней возникают низкочастотные резонансы и звук становится излишне гулким. С другой стороны, низкий потолок тоже способен ухудшить качество звучания. Наконец, в просторной комнате аппаратура всегда звучит лучше, чем в тесной. В связи с вышеизложенным необходимо разработать план борьбы с недостатками помещения. В частности, мебель можно использовать в качестве акустического волнолома. Особенно хороши в этой роли мягкие кресла и диваны. А стенка, в которой на стеклянных полках стоит хрустальная посуда - наоборот, главный враг хорошего звука: когда вступает сабвуфер, чашки и рюмки начинают ему подпевать. Как тут быть?

Один мой знакомый проделал кропотливую работу, но добился главного - и волки оказались сыты (удалось избежать развода), и овцы целы (посудный бэк-вокал приутих). Штыри, на которых лежат стеклянные полки, он одел в резиновые трубки, а каждую рюмку поставил на кружок, вырезанный, кажется, из велосипедной камеры. Если вы человек терпеливый и аккуратный, такая задача вам по силам. Потому как выносить стенку из гостиной не стоит и из "акустических" соображений: прямые параллельные стены служат источником стоячих волн, а они приводят к подъемам и провалам на некоторых частотах звукового диапазона. Уменьшить их можно способом, который придется по душе вашей супруге: повесить на стену ковер или портьеру. Очень полезно звукоизолировать окно при помощи плотной шторы (к тому же, кино лучше смотрится в полумраке).

Далее необходимо выбрать наилучшее место для аппаратуры, и в первую очередь для громкоговорителей. Основную стереопару располагайте подальше от стен и крупной мебели. Особенно важно соблюдать это правило при размещении напольных акустических систем - они имеют более широкий, чем полочная акустика, диапазон рабочих частот и взаимодействуют с помещением наиболее сильно.

Чрезвычайно чувствителен к расположению сабвуфер, поэтому наилучшее место для него находится постепенно, методом проб и ошибок. Цель - свести на нет гул и добиться сочного баса.

Однако для полноценного просмотра кино целесообразно оборудовать специальную комнату, домашний кинотеатр должен занять в ней центральное место.

В идеале видеомонитор и три фронтальных громкоговорителя должны быть размещены у одной стены, а диван и кресла для зрителей - у противоположной. Лучше всего, если зрители будут сидеть не у самой стены, а на некотором расстоянии от нее. Такое расположение оптимально с акустической точки зрения - возле самой стены наблюдается избыток басов, кроме того, появляется возможность разместить громкоговорители канала окружения позади слушателя, тогда звук действительно окружит его.

Оптимальное расстояние между зрителями и видеомонитором определяется размером его экрана. Чем он меньше, тем ближе нужно располагаться к монитору. Однако слишком близкое размещение может сделать заметной растровую структуру изображения.

Оптимальным является минимальное расстояние, при котором еще не видны строки растра, Не следует отклоняться от осевой линии экрана более чем на 15 градусов.

После выбора места для видеомонитора и зрителей, следует подумать о размещении остальных компонентов домашнего кинотеатра: видеомагнитофона, АV-ресивера и, возможно, DVD-проигрывателя или спутникового приемника. Лучшее место для их размещения - специальная подставка, на нее можно поставить и телевизор.

Если вы приобрели сложную систему с большим числом компонентов, то для нее можно выделить отдельный стеллаж или шкаф. Необходимо позаботиться о вентиляции аппаратуры, в особенности, АV-ресивера или усилителя мощности. Ни в коем случае нельзя размещать на их верхних крышках другие компоненты.

Вся аппаратура должна быть видна со зрительского места, чтобы можно было управлять ею при помощи пульта дистанционного управления.

Если такой Вариант установки невозможен и можно разместить аппаратуру не на виду у зрителей, а, например, за их спиной. При этом необходимо включить в состав системы чувствительный инфракрасный элемент, который размещается перед зрителями, например, на видеомониторе, улавливает подаваемые с пульта дистанционного управления команды и при помощи инфракрасного излучателя передает их в сторону аппаратуры.

Итак, ниже Вы можете посмотреть, какие варианты домашних кинотеатров бывают:

Система 2.1



Состоит из:

  • фронтальных АС;
  • сабвуфера;
  • стереоусилителя или стереоресивера;
  • источника сигнала (CD, DVD, рекордер, видеомагнитофон).

    Данная система используется в том случае, если у Вас в приоритете музыка, а также, если Вы устали от окружающего звука.

    Достоинства и недостатки:

    + Простота установки и настройки (во-первых, не нужно проводить кабель для тыловых АС, во-вторых, настройка стереоусилителя значительно проще настройки АВ-ресивера);
    + Высокое качество воспроизведения в режиме стерео;
    - Отсутствует эффект окружающего звука.

    Система 5.1



    Состоит из:
  • фронтальных АС;
  • АС центрального канала;
  • тыловых АС;
  • сабвуфера;
  • многоканального аудио-видео ресивера;
  • источника сигнала (CD, DVD, рекордер, видеомагнитофон).

    Классическая схема, на основе которой строятся сейчас современные домашние кинотеатры. При правильном расположении АС, подключении и профессиональной настройки, эта система обеспечит Вам максимально качественный эффект присутствия в кинозале. Достоинства и недостатки:

    + Полностью соответствует современным стандартам Dolby Digital и DTS; + С помощью многоканального АВ-ресивера система 5.1 способна создать пространственное объемное звучание даже с обычного двухканального источника – компакт диска, или с обычного телевизионного сигнала;

    Система 6.1



    Состоит из:
  • фронтальных АС;
  • АС центрального канала;
  • тыловых АС;
  • центрального тылового канала;
  • сабвуфера;
  • многоканального аудио-видео ресивера, поддерживающего форматы DD-EX и DTS-ES;
  • источника сигнала (CD, DVD, рекордер, видеомагнитофон).

    Система отличается от стандартной 5.1 наличием шестого дополнительного канала окружения.

    Систему рекомендуют устанавливать в случае наличия углового дивана, а также в случае, если расстояние между тыловыми каналами довольно велико. Позволяет получить лучшее бесшовное звуковое поле за головой слушателя

    Достоинства и недостатки:

    - мало фильмов на российском рынке полностью записано в формате 6.1; - одна дополнительная АС и кабель для нее несколько увеличивает бюджет ДК; + субъективно, более качественное и бесшовное звуковое окружающее поле.

    Система 7.1



    Состоит из:
  • фронтальных АС;
  • АС центрального канала;
  • тыловых АС;
  • 2-х тыловых центральных АС;
  • сабвуфера;
  • многоканального аудио-видео ресивера, поддерживающего форматы DD-EX и DTS-ES;
  • источника сигнала (CD, DVD, рекордер, видеомагнитофон).

    Система очень схожа с 6.1, только вместо одного тылового громкоговорителя канала окружения используются две. Предназначена для использования в большом просторном помещении, где тыловые АС разнесены на большое расстояние друг от друга, что может негативно сказаться на целостности звукового поля каналов окружения.

    Система 9.1



    Состоит из:
  • фронтальных АС;
  • дополнительные фронтальные АС для эффектов Cinema DSP;
  • АС центрального канала;
  • тыловых АС;
  • 2-х тыловых центральных АС;
  • сабвуфера;
  • многоканального аудио-видео ресивера, поддерживающего форматы DD-EX и DTS-ES;
  • источника сигнала (CD, DVD, рекордер, видеомагнитофон).

    От системы 7.1 отличается наличием дополнительных 2-х фронтальных громкоговорителей для эффектов Cinema DSP. Эти громкоговорители обеспечивают дополнительный эффект окружающего звука. Эти эффекты включают звуки, которые по замыслу создателей фильмов располагаются немного дальше линии экрана. Систему можно построить только на основе аудио-видео ресивера Yamaha DSP-Z9.

    Достоинства и недостатки:

    + Полное погружение в атмосферу фильма;
    + Максимальный эффект присутствия;
    - Сложность в размещении девяти акустических систем по сравнению с обычной классической схемой 5.1.

    Примерные рекомендации по размещению компонентов кинотеатра

    Ниже приведены примерные рекомендации по размещению компонентов домашнего кинотеатра для более объемного звучания и более точной локализации звука:

    Схема расположения АС фронтального и тылового каналов



    Высокочастотные динамики фронтальных АС должны находиться на одном уровне с ухом слушателя.
    Высокочастотные динамики тыловых АС располагаются приблизительно на пятьдесят сантиметров выше уха слушателя.

    Фронтальные системы Основная задача данных систем - реалистичное отображение звука перемещающихся объектов. Например, если на экране самолет летит слева направо, то звуковое поле переходит из левой фронтальной акустической системы сначала в центральный, а затем в правый фронтальный канал для того, чтобы у зрителя возникло совершенно реальное ощущение, что рядом с ним пролетел самолет.

    Вариант расположения фронтальных АС



    Фронтальные АС располагаются таким образом, чтобы воображаемые линии, проведенные из динамиков, пересекались перед лицом слушателя.

    В небольших помещениях и в случае использования режима Dolby ProLogic тыловой канал обеспечивается биполярными АС, расположенными примерно на уровне уха слушателя

    Центральный канал Главная задача центрального канала – передача диалогов. Все диалоги при просмотре кинофильмов передаются четко, без переотражений.

    Схема расположения центральной и фронтальных АС



    Для получения ровной звуковой картины расстояние между передними панелями фронтальных и центральной АС должно быть по возможности минимальным.

    Разницу в расстоянии компенсируют, выставляя в процессоре задержку на более удаленный от слушателя канал. Задержка на одну миллисекунду приблизительно соответствует тридцати сантиметрам. В некоторых ресиверах есть возможность выставлять величину расстояния от колонок до места слушателя.

    Каналы окружения (тыловые акустические системы) Главная их цель - создание так называемого “окружающего звука”. Если по сюжету фильма, например, идет дождь, то Вы чувствуете, как Вас обволакивает звуковое поле идущего дождя. Данный эффект достигается благодаря специальной обработке звука процессором и многократному воспроизведению звука тыловыми акустическими системами.

    Вариант расположения АС тылового канала



    В средних и больших помещениях при использовании режима Dolby Digital (AC-3), или DTS тыловые АС располагаются таким образом, чтобы воображаемые линии, проведенные из динамиков, пересекались за головой слушателя

     Надеемся, что наши рекомендации по размещению и настройке Вашей системы позволят улучшить звучание и доставят более большее удовольствие от просмотра Ваших любимых картин. 
  •